ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-276/19 от 30.05.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-276/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 мая 2019 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление административной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Оренбург» от 4 октября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», в отношении ФИО1,

установил:

постановлением административной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Оренбург» от 4 октября 2018 года , оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 января 2019 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО1 просит об отмене постановления должностного лица, судебного решения и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Нарушение утвержденных городскими округами, сельскими поселениями правил благоустройства территорий предусматривает ответственность по ч. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».

Согласно п. 2.13 Правил благоустройства территории МО «город Оренбург», утвержденных решением Оренбургского городского Совета от 24 октября 2017 года , на территории МО «город Оренбург» запрещено в том числе размещение транспортных средств на тротуарах.

Как следует из материалов дела, 8 августа 2018 года в 10 часов 27 минут возле дома № 68 по ул. Салмышской в г. Оренбурге ФИО1 управлял автомобилем Volkswagen Рassat, государственный регистрационный знак ***, в нарушение требований п. 2.13 Правил благоустройства территории МО «город Оренбург», допустил размещение транспортного средства на участке с травяным покровом естественного или искусственного происхождения.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления административной комиссией Ленинского района г. Орска Оренбургской области протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», в отношении ФИО1

Рассматривая жалобу на постановление административной комиссии Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 4 октября 2018 года, судья районного суда пришел к выводу о законности и обоснованности указанного постановления, соблюдения порядка привлечения лица к административной ответственности.

Между тем с выводами должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Обеспечение законности при применении мер административного принуждения, в соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Как установлено ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.

Исходя из положений данный нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 10 сентября 2018 года в отсутствие лица (ФИО1), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При этом данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что ФИО1 извещался надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 10 сентября 2018 года в 14 часов 40 минут, в материалах дела отсутствуют.

Из материалов дела следует, что должностным лицом в адрес ФИО1 29 августа 2018 года было направлено определение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 14 часов 40 минут 10 сентября 2018 года (л.д. 21-23), что подтверждается квитанцией об отправке почтового отправления, которому присвоен идентификационный номер (л.д. 23).

Согласно копии уведомления о вручении почтового отправления указанное извещение вручено ФИО1 11 сентября 2018 года (л.д. 20), то есть после даты составления протокола. Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором следует, что почтовое отправление получено отправителем 12 сентября 2018 года.

Кроме того, с согласно п. 34 приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» ( в редакции, действующей на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждении дела об административном правонарушении) письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.

В данном случае срок хранения почтовой корреспонденции, содержащей уведомление о дате и месте составления протокола об административном правонарушении на 10 сентября 2018 года на день составления протокола, не истек, сведения о том, что почтовое извещение не было получено адресатом, причины неполучения известны не были.

То есть на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица не было сведений, позволивших должностному лицу считать, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1, извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола. Протокол об административном правонарушении составлен в отношении ФИО1 в период, когда извещение о дне и месте составления протокола находилось в почтовом отделении, а у ФИО1 была возможность в его получении.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».

При таких обстоятельствах следует считать, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», составлен в отношении ФИО1 в его отсутствие с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 названного Кодекса. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.

Допущенные нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого должностным лицом постановления, однако, вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса оставлено судьей районного суда без внимания.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Оренбург» от 4 октября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», вынесенные в отношении ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление административной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Оренбург» от 4 октября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14 Закона Оренбургской области от 01 октября 2003 года № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда ФИО2