4а-277/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 октября 2019 года город Иваново
Заместитель председателя Ивановского областного суда Мудрова Е.В., рассмотрев жалобу директора МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Комсомольского судебного района в Ивановской области от 21 июня 2019 года и решение судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 29 июля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка Комсомольского судебного района в Ивановской области от 21 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 29 июля 2019 года, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комсомольская средняя школа № 2 (далее – МБОУ Комсомольская средняя школа № 2, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
Обжалуя вступившее в законную силу постановление и решение судей, законный представитель МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 ФИО1, просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного юридическим лицом деяния, по следующим основаниям:
- директором МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 предприняты все зависящие меры по исполнению выданного предписания. В частности, директором Учреждения подавалась заявка на выделение денежных средств для осуществления мероприятий, направленных на устранение нарушений противопожарного режима, однако ответом Управления образования администрации Комсомольского муниципального района и решением Совета Комсомольского муниципального района от 30 октября 2018 года в выделе дополнительных денежных средств из бюджета отказано. В целях определения конкретных финансовых затрат на замену автоматической пожарной сигнализации был заключен договор на выполнение работ. В настоящее время разработана локальная смета на монтаж пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в здании школы в соответствии с рабочей документацией, предоставлена заявка на выделение денежных средств с учетом сметы. Из оставшихся невыполненных семи пунктов, пять будут устранены при замене автоматической пожарной системы. В настоящий момент выполнен пункт № 3 и частично пункт № 9 предписания. Ежеквартально обследуется техническое состояние систем пожарной сигнализации и оповещения при пожаре, система пожарной сигнализации и оповещения устойчиво работают во всех режимах;
- неисполнение предписания по устранению нарушений правил пожарной безопасности связано с объективными, независящими от Учреждения причинами, связанными с отсутствием финансовых средств. МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 является бюджетным муниципальным учреждением, а потому денежные средства выделяются только из бюджета администрации Комсомольского муниципального района, иных источников дохода юридическое лицо не имеет, в связи с этим при неисполнении законного предписания в установленный срок у Учреждения отсутствовал умысел;
- несмотря на то, что действия МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 формально подпадают под признаки правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения, указанные действия не влекут за собой существенного нарушения общественных правоотношений;
- административное наказание в виде штрафа в размере 90000 рублей является чрезмерно суровым и окажет негативное влияние на финансовое состояние Учреждения.
Так же просит рассмотреть жалобу на постановление и решение судей с ее (ФИО1) личным участием.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Заявленное ходатайство о рассмотрении настоящей жалобы в присутствии директора МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 ФИО1 не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в абз. 5 п. 34 Постановления от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Частью 13 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Как следует из материалов дела, инспектором ОНД Комсомольского района УНПР ГУМЧС России по Ивановской области ФИО3 26 июля 2018 года выдано предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, согласно которому в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» юридическому лицу МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 необходимо было устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, в срок до 26 марта 2019 года
В период с 15 апреля по 17 мая 2019 года на основании распоряжения начальника ОНД Комсомольского района УНПР Главного управления МЧС России по Ивановской области – главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору должностным лицом ОНД Комсомольского района УНПР Главного управления МЧС России по Ивановской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБОУ Комсомольская средняя школа № 2.
По результатам проведенной проверки, отраженным в акте проверки № от 17 мая 2019 года, выявлен факт невыполнения МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 ранее выданного предписания, а именно: не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией помещения медицинского кабинета на 1-м этаже, помещение столовой на 2-м этаже (пункт №2); нарушено объемно-планировочное решение: между коридорами на 1-м этаже сняты двери (пункт № 5); руководитель организации не обеспечила исправность источников внутреннего противопожарного водопровода и не организовала проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (пункт № 8); имеются помещения, оборудованные 1 пожарным извещателем (пожарные извещатели не являются адресными, все помещения необходимо оборудовать двумя пожарными извещателями) (пункт № 10); уровень звукового сигнала системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям нормативных документов (пункт № 11); система оповещания и управления эвакуацией не соответствует требованиям проектной документации (пункт № 12); нарушен монтаж автоматической установки пожарной сигнализации в здании (пункт № 13).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 17 мая 2019 года в отношении МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 государственным инспектором Комсомольского района по пожарному надзору ФИО3 протокола об административном правонарушении.
Признавая МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что факт совершения указанного правонарушения, виновность юридического лица в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17 мая 2019 года, актом проверки от этого же числа, которыми зафиксировано неисполнение в установленный срок вышеуказанного предписания.
Судья районного суда не усмотрел оснований для отмены или изменения постановления, также указав, что недостаточное бюджетное финансирование не является основанием освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Вместе с тем, приведенные выводы судей являются преждевременными.
Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП ПФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Исходя из смысла положений п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
Согласно Уставу МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 является муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением, его учредителем – администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области в лице Управления образования администрации Комсомольского муниципального района; финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Комсомольского муниципального района Ивановской области (л.д. 13-26).
Из акта проверки от 17 мая 2019 года следует, что в установленный предписанием срок учреждение выполнило 6 из 13 пунктов предписания.
В материалах дела имеются заявки директора МБОУ Комсомольская средняя школа № 2, датируемые 01 октября 2018 года и 29 мая 2019 года, адресованные начальнику Управления образования администрации Комсомольского муниципального района, о выделении денежных средств для устранения нарушений пожарной безопасности.
Из ответов Управления образования администрации Комсомольского муниципального района от 11 апреля и 04 июня 2019 года следует, что в 2018 и 2019 годах выделение денежных средств на проведение работ по пожарной безопасности запланировано не было, дополнительных источников финансирования, а также экономии в бюджете образовательных учреждений Комсомольского муниципального района нет.
Решением Совета Комсомольского муниципального района № 351-1 от 30 октября 2018 года в выделении дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета Комсомольского муниципального района в сумме 769000 рублей для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки инспектора ОНД Комсомольского района УНПР ГУ МЧС России по Ивановской области в отношении МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 отказано.
Из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов следует, что 06 февраля 2019 года МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 заключен договор с ООО «Гермес» на разработку рабочей документации на автоматическую систему пожарной сигнализации и СОУЭ, разработано техническое задание на проектирование систем пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в помещениях МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 и подготовлена локальная смета, а также проведено обследование технического состояния систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, что свидетельствует о принятии Учреждением мер, направленных на исполнение предписания.
Таким образом, невозможность исполнить предписание в полном объеме при имеющемся финансировании в установленный предписанием срок подтверждена материалами дела. Доводы автора жалобы об отсутствии у МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 иных источников дохода материалами дела не опровергаются.
С учетом изложенного, меры, предпринятые руководством МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 после получения предписания должностного лица, свидетельствуют о намерении исполнить данное предписание.
Действия, предусмотренные ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, направленные на выделение бюджетных средств в целях выполнения выданного должностным предписания, и исключающие административную ответственность юридического лица, директором МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 выполнены.
При изложенных обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка Комсомольского судебного района в Ивановской области от 21 июня 2019 года и решение судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 29 июля 2019 года подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении – прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
Жалобу директора МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Комсомольского судебного района в Ивановской области от 21 июня 2019 года и решение судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 29 июля 2019 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МБОУ Комсомольская средняя школа № 2 прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Ивановского областного суда Е.В. Мудрова