ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-282/2015 от 14.08.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Мировой судья – Н.А.Иванова дело № 4а-282/2015

Федеральный судья – Ю.В.Абикова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14августа2015года городЮжно-Сахалинск

Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу защитника областного автономного учреждения «<данные изъяты>» И.В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 24 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12 августа 2014 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 19 ноября 2014 года по делу о привлечении указанного учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 24 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12 августа 2014 года областное автономное учреждение «<данные изъяты>» (далее – ОАУ «<данные изъяты>») привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 19 ноября 2014 года названное постановление оставлено без изменения.

09 июля 2015 года на вышеуказанные вступившие в силу судебные постановления защитником ОАУ «<данные изъяты>» И.В.А. подана жалоба, в которой он просит их отменить и прекратить производство по делу. Считает, что автомобиль <данные изъяты> с перевозимым на нем грузом не подпадает под определение «тяжеловесный груз», установленное Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, для перевозки которого требуется обязательное получение специального разрешения, за отсутствие которого предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что, поскольку временное ограничение движения транспортных средств на автодороге Южно-Сахалинск – Оха введено распоряжением Минтранса Сахалинской области от 18 марта 2014 года № 01/03, которым предписано установить дорожные знаки, ограничивающие нагрузку на ось, то в действиях учреждения усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкцией которой не предусмотрена ответственность юридических лиц. Указывает, что размер назначенного учреждению наказания не соответствует положениям пунктов 1 и 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П о возможности назначения наказания ниже низшего предела. Не согласен с выводом суда о наличии вины учреждения в совершении правонарушения, поскольку им были приняты все меры к соблюдению требований законодательства путем издания приказа об ограничении загрузки автомобилей при вывозе леса, с которым были ознакомлены водители В.Ю.Н. и З.С.В., и которым приказывалось загружать автомобили не более 5 тонн на ось в соответствие с конструктивной массой автомобиля.

Дело истребовано из судебного участка № 24 городского округа «Город Южно-Сахалинск» и поступило в Сахалинский областной суд 15 июля 2015 года.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) установлена ответственность за перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (с последующими изменениями и дополнениями) перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом.

В соответствие с пунктом 5 Правил тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.

В силу пункта 15 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают, в том числе, перевозку тяжеловесных грузов.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1.5 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России 27 мая 1996 года, крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в настоящей Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.

Согласно статье 14 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу статьи 30 Закона № 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с разделом 1 Порядка осуществления временных ограничений или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области о 26 декабря 2011 года № 568 в случаях, временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (пункт 1.4).

Акт о введении ограничения принимается:

- в случаях, предусмотренных разделами 4 и 5 настоящего Порядка, - министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области (пункт 1.5).

Актом о введении ограничения устанавливаются: сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения; предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общая масса и (или) нагрузка на ось, а также габаритные параметры транспортного средства (пункт 1.6).

В силу раздела 4 названного порядка временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводятся в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением, а также в летний период для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, в связи с превышением допустимых температур.

Временное ограничение движения осуществляется в весенний период путем установки соответствующих дорожных знаков 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» со знаками дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2 «Тип тележки транспортных средств», предусмотренных Правилами дорожного движения.

Предельно допустимая для проезда в весенний период нагрузка на ось транспортного средства устанавливается в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги с учетом результатов оценки технического состояния автомобильной дороги.

В период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные распоряжением Министерства о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.

Из системного анализа приведенных нормативных актов следует, что движение по автомобильным дорогам в период ограничения движения в силу возникновения неблагоприятных природно-климатических условий при следовании по дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные распоряжением Министерства транспорта, осуществляются при наличии специального разрешения, выданного уполномоченным органом.

Распоряжением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области от 18 марта 2014 года № 01/03 в период с 15 мая по 13 июня 2014 года были введены временные ограничения движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Сахалинской области с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.

Пунктом 3 указанного распоряжения установлены предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства: при одиночной оси – 6 тс (60кн), при двухосной оси - 5 тс (50кн), при трехосной оси – 4 тс (4кн).

Пунктом 5 названного распоряжения обязанность обеспечения выдачи специальных разрешений на движение по указанным автомобильным дорогам возложена на Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области».

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 05 минут на <данные изъяты> км + <данные изъяты> м автодороги Южно-Сахалинск – Оха ОАУ «<данные изъяты>» допустило перевозку на принадлежащем ему автомобиле <данные изъяты> с государственным регистрационным номером , под управлением водителя В.Ю.Н., тяжеловесного груза – бревен, в отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза при превышении установленной распоряжением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области от 18 марта 2014 года № 01/03 предельно допустимой нагрузки на оси транспортного средства - 5 тонн. Фактическая нагрузка на оси составила 6,820 и 6,540 тонн.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении в отношении ОАУ «<данные изъяты>», рапортом старшего инспектора Ч.А.П., объяснениями водителя В.Ю.Н., путевым листом от ДД.ММ.ГГГГ, актом о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом весового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, получившими оценку на предмет относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах судьи обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАУ «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что действия учреждения подлежат квалификации по части 5 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным и основанным на неправильном толковании норм права.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует перевозка тяжеловесных грузов без специального разрешения в случае, если получение такого разрешения обязательно.

Между тем, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 5 указанной статьи является несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если для движения таких транспортных средств по дорогам получение специального разрешения не требуется.

Поскольку наличие обязанности ОАУ «<данные изъяты>» на получение специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза подтверждается материалами дела, действия ОАУ «<данные изъяты>» правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что масса автомобиля <данные изъяты> и нагрузка на оси не превышала предельно допустимые нормы, предусмотренные конструкцией автомобиля, и в связи с этим автомобиль не подпадает под понятие «тяжеловесный груз» также несостоятелен, поскольку учреждение привлечено к административной ответственности за перевозку тяжеловесного груза с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси в отсутствие специального разрешения, что образует объективную сторону вмененного учреждению правонарушения.

Ссылка в жалобе на отсутствие вины ОАУ «<данные изъяты>» во вмененном правонарушении материалами дела не подтверждена.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях конкретных физических лиц, которые осуществляет деятельность на основании трудового договора, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников является проявлением разумной внимательности и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности и соблюдение требований закона.

Сам факт допущения водителем автомобиля <данные изъяты> неправильного загруза автомобиля и в связи с этим превышения установленных ограничений по нагрузке на ось, свидетельствует о непринятии юридическим лицом всех зависящих от него мер по контролю за деятельностью водителя.

Указание в жалобе на то, что учреждением был издан приказ об ограничении загрузки автомобилей при вывозе леса, с которым были ознакомлены водители В.Ю.Н. и З.С.В., и которым приказывалось загружать автомобили не более 5 тонн на ось в соответствие с конструктивной массой автомобиля, не освобождает учреждение от установленной законом административной ответственности, поскольку оно как работодатель должно отвечать за расстановку и подбор кадров, обязано обеспечивать соблюдение своими работниками Правил дорожного движения, а также Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, и в полной мере несет ответственность за неправомерные действия своих работников. При этом юридическое лицо должно организовать и контролировать работу своих работников таким образом, чтобы исключить возможность нарушения ими установленных норм и правил.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановлений в части назначенного обществу наказания.

В силу частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание однократное совершение административного правонарушения, отсутствие негативных последствий его совершения, статус юридического лица, являющегося областным автономным учреждением, финансируемым из областного бюджета, его ограниченное финансовое положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначенное учреждению административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.

В связи с изложенным постановление мирового судьи судебного участка № 24 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12 августа 2014 года и решение судья Южно-Сахалинского городского суда от 19 ноября 2014 года вынесенные в отношении ОАУ «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Сахалинского областного суда

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 24 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12 августа 2014 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 19 ноября 2014 года по делу о привлечении областного автономного учреждения «<данные изъяты>» к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: назначенное областному автономному учреждению «<данные изъяты>» административное наказание снизить с 400 000 рублей до 200 000 рублей.

В остальной части указанные постановления оставить без изменения, жалобу защитника областного автономного учреждения «<данные изъяты>» И.В.А. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

ФИО1 Усольцева