№ 4а-286/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 мая 2019 года г. Оренбург
Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Новотроицка Оренбургской области от 24 января 2019 года и решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сириус»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Новотроицка Оренбургской области от 24 января 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 20 марта 2019 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сириус» (далее – ООО УК «Сириус») прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, начальник государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО1 просит об отмене постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с п. 3 названного Положения, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из материалов дела, на основании, поступившего 30 октября 2018 года обращения ФИО3, проживающего по адресу: (адрес) по вопросам ненадлежащего содержания внутридомовой системы отопления, и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, а также в части надлежащего предоставления коммунальной услуги – отопление жителям квартир №, №, №, № данного многоквартирного дома, непринятие мер по рассмотрению заявок жителей многоквартирного дома, 08 ноября 2018 года начальником ГЖИ по Оренбургской области вынесено распоряжения (приказ) № о проведении внеплановой выездной проверки ООО УК «Сириус» с целью проверки изложенных в вышеуказанном обращении фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований.
Согласно акту проверки № от 14 ноября 2018 года при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом ООО УК «Сириус» нарушены требования п.п. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, части 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, п.п. «а», «в» п. 31, п. 15 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), так как потребителям предоставлена коммунальная услуга по отоплению ненадлежащего качества, не обеспечена температура воздуха в помещении квартир дома № по (адрес) в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании – квартира № (жилая комната (зал) угловой – температура воздуха составила +21,2 °С при нормативной температуре +22 °С), квартира № (жилая комната (зал) угловой – температура воздуха составила +21,5 °С при нормативной температуре +22 °С). При этом температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила +80 °С, в обратном трубопроводе +49 °С, что не соответствует температурному графику работы тепловых сетей МО г. Новотроицк в 2018-2019 г.г., согласно которому при температуре наружного воздуха + 14 °С температура теплоносителя должно составлять в подающем трубопроводе +96,9 °С, в обратном трубопроводе +56,9°С.
В ходе проведения проверки государственная жилищная инспекция по Оренбургской области руководствовалась следующими данными о температурном режиме: информацией, содержащейся в письме ФГБУ «ГГО» от 11 июля 2017 года №, от 20 февраля 2018 года № о том, что температура холодной пятидневки обеспеченностью 0,92 в г. Новотроицке составляет - 31°С, письмом начальника Оренбургского ЦГМС – филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» от 16 марта 2017 года №, согласно которому климатические условия г. Новотроицка более всего соответствуют климатическим условиям в районе АМЧГ Орск ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», при этом согласно ТСН 23-358-2004 Оренбургской области г. Орск отнесен к районам с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°С.
Указанная информация послужила поводом и основанием для составления 19 ноября 2018 года должностным лицом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Дик А.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО УК «Сириус».
По итогам рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу об отсутствии вины ООО УК «Сириус» в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № по (адрес) с нарушением лицензионных требований, поскольку коммунальная услуга по отоплению в данном доме предоставлялась надлежащим образом в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 15 приложения № 1 к Правилам № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исходя из того, что г. Новотроицк отнесен к районам с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 30°С.
Рассматривая жалобу должностного лица на постановление мирового судьи, судья районного суда выводы мирового судьи признал обоснованными, принятое им решение оставил без изменения.
Оснований не согласиться с выводами мирового судьи и судьи районного суда не имеется.
В соответствии с п. 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), в том числе являются: предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В подп. "е" п. 4 Правил № 354 указано, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к данным Правилам.
В соответствии с пункта 15 Приложения № 1 Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества достигается путем обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже 18 °C (в угловых комнатах - 20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже 20 °C (в угловых комнатах - 22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Таким образом, качество тепловой энергии оценивается по температуре воздуха внутри помещения.
Пунктом 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее - Правила № 306) установлено, что расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений установлены «Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*», утвержденным приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 года № 275 (далее - СНиП 23-01-99*).
На основании климатических параметров, представленных в виде таблицы в СНиП 23-01-99*, температура воздуха наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 по Оренбургской области составляет: Оренбург - 31°С, Кувандык - 30°С, Сорочинск - 29°С.
В случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров принимаются равными значениями климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями (п.1.2 СНиП 23-01-99* «Система нормативных документов в строительстве. Строительная климатология»).
Мировой судья, оценивая представленные доказательства, а также ответ Оренбургского ЦГМС – филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» от 10 января 2019 года №, из которого следует, что по своим климатическим параметрам г. Новотроицк из перечисленных в СНиП 23-01-99* городов – Оренбург, Кувандык, Сорочинск – более близок к г. Кувандыку, так как на западе граничит с Кувандыкским районном, и пришел к верному выводу о необходимости при определении температурного режима в жилых помещениях г. Новотроицка учитывать температуру наиболее холодной пятидневки, указанную в СНиП 23-01-99* для г. Кувандыка (-30°C), поскольку он является ближайшим к нему пунктом, приведенным в таблице и расположенным в местности с аналогичными условиями.
Поскольку обеспечение норматива температуры воздуха в жилом помещении не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); предусмотрено только при температуре -31°C, мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО УК «Сириус» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы должностного лица о необходимости при определении климатических параметров руководствоваться письмами, ответами Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, выводы судьи об этом подробно мотивированы в соответствующем решении, оснований не согласиться с ними не имеется.
Вопреки доводу жалобы оснований для применения климатических параметров г. Орска, где температура наиболее холодной пятидневки, составляет -31°C, не имеется, поскольку данный населенный пункт не включен в СНиП 23-01-99*.
Иных доводов, которые могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, автор в жалобе не приводит.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, повлиявших на исход дела, в ходе рассмотрения дела судебными инстанциями не допущено.
Доводы автора жалобы сводятся к несогласию с оценкой судебными инстанциями доказательств, представленных в материалы дела, и фактических обстоятельств правонарушения.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не может быть вынесено в отношении юридического лица по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В силу положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение либо отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
При таких обстоятельствах жалоба начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Новотроицка Оренбургской области от 24 января 2019 года и решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сириус», удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Новотроицка Оренбургской области от 24 января 2019 года и решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сириус», оставить без изменения, а жалобу начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев