Дело №7а-291/14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Волгоград 11 апреля 2014 г.
Заместитель председателя Волгоградского областного суда Туленков Д.П., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «УФСК Мост» <.......> на вступившие в законную силу постановление судьи Калачевского районного суда Волгоградской области от 17 октября 2013 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 20 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «УФСК Мост»,
установил:
постановлением судьи Калачёвского районного суда Волгоградской области от 17 октября 2013 года общество с ограниченной ответственностью «УФСК Мост» (далее - ООО «УФСК Мост») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности на срок пять суток, запретив на этот срок эксплуатацию грузоподъёмных механизмов, а именно четырёх кранов на гусеничном ходу, одного – на пневмоколесном ходу, принадлежащих на основании договора аренды ООО «УФСК Мост», на объекте капитального строительства «Реконструкция мостового перехода через реку Дон со строительством нового на участке Морозовская-Волгоград Приволжской железной дороги», расположенного по адресу: Волгоградская область, Калачёвский и Суровикинский муниципальные районы.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 20 декабря 2013 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с назваными судебными решениями, генеральный директор ООО «УФСК Мост» <.......> обратился в Волгоградский областной суд с надзорной жалобой, в которой просит судебные акты отменить.
Проверив материалы дела в полном объёме, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что по распоряжению исполняющего обязанности руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 23 августа 2013 года №2203-рп в период с 29 августа по 11 сентября 2013 года, на объекте капитального строительства «Реконструкция мостового перехода через реку Дон со строительством нового моста на участке Морозовская-Волгоград Приволжской железной дороги», расположенного по адресу: Волгоградская область, Калачёвский и Суровикинский муниципальные районы, была проведена внеплановая выездная проверка выполнения ранее выданного предписания от 8 мая 2013 года № 1—50ГСН/2013.
В ходе данной проверки 3 сентября 2013 года в 13 часов 00 минут был выявлен факт эксплуатации грузоподъёмных кранов:
- кран на гусеничном ходу <.......> заводской № <.......>, год выпуска 1984,
- кран на гусеничном ходу <.......> заводской № <.......>, год выпуска 1990;
кран на гусеничном ходу <.......> заводской № <.......>, год выпуска 1990,
- кран на гусеничном ходу <.......> заводской № <.......>, год выпуска 1977,
- кран на пневмоколесном ходу <.......> заводской № <.......>, год выпуска 1985,
находящихся на основании договора аренды во временном владении и пользовании для производственных целей у ООО «УФСК Мост».
Факт эксплуатации указанных грузоподъёмных кранов зафиксирован актом проверки от 11 сентября 2013 года, а также фототаблицей.
Административным органом было установлено, что ООО «УФСК Мост» по прибытии кранов для работы в другую область на срок более 3-х месяцев не поставило их на временный учёт в Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора, не получило разрешение инспектора Ростехнадзора на пуск этих кранов в работу, с записью в паспортах кранов, выдаваемых на основании полного технического освидетельствования, проведённого владельцем крана.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к выводу о том, что ООО «УФСК Мост» нарушены положения п. 9.2.2, п. 9.2.3, п. 9.2.7 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов ПБ-10-382-00» и ст. 2, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в связи с чем в отношении ООО «УФСК Мост» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Признавая ООО «УФСК Мост» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что вина ООО «УФСК Мост» в нарушении требований законодательства о промышленной безопасности доказана и порядок привлечения этого общества к административной ответственности не нарушен. С таким выводом согласился и судья областного суда при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда.
Между тем, с данным выводом судебных инстанций согласиться нельзя.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с названным Законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Приложения № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
В п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
В силу п. 6 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, кроме прочего, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Вместе с тем, согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов», в котором в разделе «Имущество, относящееся к железнодорожным путям общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» под номером 12 4526381 Общероссийского классификатора основных фондов указан «мост железнодорожный».
Из указанного следует, что «мост железнодорожный» входит в инфраструктуру железнодорожных путей.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с передачей ей функции по контролю и надзору упраздняемых Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет, кроме прочего, контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте (п. 5.1.5 указанного Положения)
В соответствии с примечанием к п. 1.1. Положения об инспекции котлонадзора Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденного Министром путей сообщения РФ 25 октября 1993 года № ЦРБ-208, к объектам котлонадзора так же относятся грузоподъемные краны.
Возложение функции государственного надзора за промышленной безопасностью при использования грузоподъемных кранов на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта на Ространснадзор и его территориальные органы подтверждается «Положением о Центральном управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 сентября 2009 года № АК-1071фс и «Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении Федерального государственного надзора за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте», утвержденным Приказом Минтранса России от 20 октября 2011 года № 270.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с п.п. 1.1., 1.2., 7.2.1., 7.2.2., 7.2.3., 7.2.6. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин), утвержденных заместителем министра путей сообщения РФ 4 мая 1994 года № ЦРБ-278, перечисленные выше грузоподъемные краны были зарегистрированы собственником в Центральном управлении Госжелдорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а в соответствии с пунктами 7.1.8 ЦРБ-278 и п.п. 2.1., 2.1.1.2., 2.1.3.1., 2.1.12., 2.1.13 Приказа Ространснадзора от 3 октября 2012 года № АК-492фс «Об утверждении Положения о Южном управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» эти пять кранов были поставлены ООО «УФСК Мост» на временный учет в Южном управлении Госжелдорнадзора Ространснадзора, при этом от государственных инспекторов отдела надзора за промышленной безопасностью Южного управления Ространснадзора получено разрешение на их работу.
Из указанного следует, что упомянутые в протоколе об административном правонарушении от 11 сентября 2013 года грузоподъемные краны имеют государственную регистрацию в ведомственном реестре опасных производственных объектов Ространснадзора.
В соответствии с п.п. 4.2 и 5 «Соглашения о взаимодействии между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта» Ространснадзор осуществляет во всех поднадзорных организациях, связанных с железнодорожным транспортом, регистрацию подъемных сооружений; ведение ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов на железнодорожном транспорте, на которых используются подъемные сооружения; надзор за монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом, техническим диагностированием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений; и ежегодно, до 1 марта, представляет в Ростехнадзор сведения о надзорной и контрольной работе за эксплуатацией подъемных сооружений на железнодорожном транспорте, проведенной в истекшем году.
Так как на момент возбуждения в отношении ООО «УФСК Мост» дела об административном правонарушении и привлечения последнего к административной ответственности между федеральными органами исполнительной власти отсутствовало урегулирование вопроса по осуществлению технического надзора за грузоподъемными механизмами, используемыми на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, следовательно в рассматриваемом случае административным органом не доказана необходимость получения разрешения именно у Нижне-Волжского управления Ростехнадзора на работу грузовых кранов до их пуска в работу на новом месте.
Таким образом, в действиях ООО «УФСК Мост» отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление судьи Калачевского районного суда Волгоградской области от 17 октября 2013 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 20 декабря 2013 года не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенне, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу генерального директора ООО «УФСК Мост» <.......> удовлетворить.
Постановление судьи Калачевского районного суда Волгоградской области от 17 октября 2013 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 20 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «УФСК Мост» - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя подпись
Волгоградского областного суда Д.П. Туленков
<.......>
<.......>