ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-291/2017 от 05.04.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-291/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 05 апреля 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1 на постановление Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 23.11.2016 года и решение Самарского областного суда от 24.01.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:

13.10.2016 года аудитором контрольно – счетной палаты г.о. Тольятти в отношении должностного лица – директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1 за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации на оплату денежных обязательств, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.

Постановлением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области 23.11.2016 года должностное лицо – директор МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Самарского областного суда от 24.01.2017 года постановление районного суда от 23.11.2016 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе ФИО1, указывая на отсутствие доказательств ее виновности в данном административном правонарушении и на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, просит отменить состоявшиеся судебные решения за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, считаю, что судебные решения подлежат отмене.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании плана работы контрольно - счетной палаты городского округа Тольятти (далее КСП) на II квартал 2016 года, утвержденного распоряжением председателя КСП от 24.03.2016 № 8, проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ и оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на проведение праздничных мероприятий в городском округе Тольятти в 2015 году».

Постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 15.10.2014 № 3867-п/1 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным учреждениям г.о. Тольятти, находящимся в ведомственном подчинении комитета по делам молодежи мэрии г.о. Тольятти.

В соответствии с п.3.4 Порядка субсидии учреждением расходуются на цели, установленные п.1.3 Порядка, а именно: на реализацию мероприятий в рамках муниципальных программ, не включенных в муниципальное задание учреждения.

Пунктом 4.2 Порядка установлено, что контроль за соблюдением учреждением условий расходования субсидий, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляет Комитет по делам молодежи мэрии г.о. Тольятти.

Согласно п.4.3 учреждение предоставляет в Комитет документы, подтверждающие возникновение соответствующих денежных обязательств.

В 2015 году Комитетом предоставлена субсидия муниципальному бюджетному учреждению МБУ « ДМО «Шанс» на проведение городского фестиваля «Молодежная весна». Согласно смете расходов на проведение фестиваля расходование средств субсидии планировалось в размере 215,4 тысяч рублей из них: на подарочные карты, кубки и медали – 33 тысяч рублей, на проведение фестиваля – 136,8 тысяч рублей, на типографию – 45,6 тысяч рублей.

Согласно отчета по смете расходов фактическое расходование средств составило 169,8 тысяч рублей, в том числе на:

- приобретение кубков по договору от 24.02.3015 с ИП ФИО3 и товарной накладной от 02.03.2015 – 4 тысяч рублей;

- приобретение подарочных карт по договору от 13.03.2015 № 0842000040150000200124096-01 с ООО «Старт» и товарной накладной от 16.03.2015 № ОФ/РТ -011513 – 28.9 тысяч рублей;

Услуги по организации и проведению городского фестиваля «Молодежная весна» по договору от 01.04.2015 №16/15 с ООО «АгенствоПремиумАрт» согласно акта от 30.04.2015 № 000005 – 136,8 тысяч рублей.

В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия КСП установлено, что согласно техническому заданию (приложение № 2) к договору от 01.04.2015 № 16/15 с ООО «Агентство ПремиумАрт» (далее - Исполнитель) в услугу по организации и проведению фестиваля входит предоставление Исполнителем призов для награждения в количестве 16 шт. (Гран-при - 4 шт., победители по направлениям - 12 шт.) на сумму 50 тысяч рублей по согласованию с МБУ «ДМО «Шанс». Оплата по указанному договору произведена 07.05.2015 года в полном объеме, что подтверждается платежным поручением № 352.

Согласно информации, подписанной руководителем отдела социально-ориентированных программ МБУ «ДМО «Шанс» ФИО2, победители фестиваля награждены кубками и подарочными картами.

Для награждения МБУ «ДМО «Шанс» приобретались подарочные карты по договору от 13.03.2015 № 084200004015000020-0124096-01 с ООО «Стар».

Факт вручения призов, приобретенных по договору от 01.04.2015 № 16/15, МБУ «ДМО Шанс» документально не подтвержден и не установлен, в связи с чем должностное лицо - директор МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1 допустила оплату в размере 50000 рублей за не оказанные услуги, то есть использовало часть средств субсидии не по целевому назначению.

Выявленное нарушение послужило основанием для составления 13.10.2016 года аудитором контрольно – счетной палаты г.о. Тольятти в отношении должностного лица – директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1, протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.

В обоснование вывода о виновности должностного лица – директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, районный судья и судья Самарского областного суда обоснованно указали в судебных решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № 6 от 13.10.2016 года (л.д.3-6); приказ председателя контрольно - счетной палаты г.о. Тольятти №10 от 05.04.2016 года о проведении экспертно - аналитического мероприятия по анализу и оценки расходования бюджетных средств, выделенных на проведение праздничных мероприятий в г.о. Тольятти в 2015 г. (л.д.11); программа экспертно- аналитического мероприятия по анализу и оценке расходования бюджетных средств, выделенных на проведение праздничных мероприятий в г.о. Тольятти в 2015 г. (л.д.12-13); отчет по результатам проведения экспертно- аналитического мероприятия от 15.07.2016 (л.д.14 -57); смета расходов и отчет к смете расходов по организации всероссийского фестиваля «Молодежная весна» г.о. Тольятти 2015г. (л.д.58-60); информация, подписанная руководителем отдела социально-ориентированных программ МБУ «ДМО «Шанс» ФИО4, согласно которой победители фестиваля награждены кубками и подарочными картами (л.д.61-67); договор №16/15 от 01.04.2015 по организации и проведению городского фестиваля творчества «Молодежная весна», заключенный между директором МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1 и ООО « Агентство ПремиумАрт» (л.д.68-79); протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок №5 от 20.03.2015 по организации и проведению городского фестиваля творчества «Молодежная весна» (л.д.71-75); экспертное заключение к договору №16/15 от 01.04.2015 (л.д.76); счет №5 от 30.04.2015 и акт выполненных работ № 000005 от 30.04.2015 (л.д.79); договор №1/15 на поставку наградной продукции от 24.02.2015, заключенный между и.о. директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО5 и ИП ФИО3 (л.д.80-82); протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок №1 от 16.02.2015 на поставку наградной продукции (л.д.84-87); техническое задание на поставку товаров от 24.02.2015 (л.д.88); экспертное заключение № 1/15 от 24.02.2015 об исполнении договора от 24.02.2015 (л.д.89-90); платежное поручение №129 от 11.03.2015 по договору № 1/15 от 24.02.2015 (л.д.92); договор на поставку подарочных сертификатов (подарочных карт) на бытовую технику и электронику в качестве призов победителям мероприятий от 13.03.2015, заключенный между директором МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1 и ООО «Стар» (л.д.94-104); товарная накладная от 16.03.2015(л.д.109); акт списания призов от 30.04.2015(л.д.110); ведомость на выдачу призов (л.д.111); платежное поручение №194 от 30.03.2015 по договору № 0842000040150000200124096-01 от 13.03.2015 (л.д.112).

23.11.2016 районный судья, вынес постановление о привлечении должностного лица – директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1, к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, которое оставлено без изменения решением Самарского областного суда от 24.01.2017 года.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1 к административной ответственности, по мнению административного органа, выразились в нецелевом использовании названным должностным лицом бюджетных средств, имевшем место 07.05.2015 года.

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения бюджетного законодательства, в том числе за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст.4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Исходя из правового смысла ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ и ст. 15.14 КоАП РФ в их совокупности, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, поскольку санкцией указанной статьи предусмотрено применение к должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, днем совершения административного правонарушения является 07 мая 2015 года - дата оплаты МБУ «ДМО «Шанс» за услуги по организации и проведению городского фестиваля «Молодежная весна», что подтверждается платежным поручением №352 от 07.05.2015 по договору № 16/15 от 01.04.2015, то есть срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности составляющий один год со дня совершения административного правонарушения, истек 07 мая 2016 года.

Постановление Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 23 ноября 2016 года о привлечении к административной ответственности должностного лица - директора МБУ «ДМО «Шанс» вынесено районным судьей за пределами срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности.

Решением Самарского областного суда данная ошибка не устранена, что является существенным нарушением административного процессуального законодательства и влечет отмену судебных решений.

Изложенное не противоречит правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 06.04.2016 № 304-АД16-2006 и постановлении от 01.06.2016 № 304-АД16-2070, касающемуся определения срока давности привлечения к административной ответственности юридических лиц.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах постановление Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 23.11.2016 года и решение Самарского областного суда от 24.01.2017 года, вынесенные в отношении директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

надзорную жалобу директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 23.11.2016 года и решение Самарского областного суда от 24.01.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении директора МБУ «ДМО «Шанс» ФИО1 отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров