ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-293/12 от 27.04.2012 Московского областного суда (Московская область)

                                                                                    Московский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Московский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        4а-293/12

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Московская область

г.Красногорск « 27» апреля 2012 года

Заместитель председателя Московского областного суда Балабан Ю.И., рассмотрев жалобу ФИО1, действующего в защиту интересов ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» на основании доверенности, на постановление мирового судьи 258 судебного участка Химкинского судебного района Московской области от 16 ноября 2011 года и решение Химкинского городского суда от 03 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением 258 судебного участка Химкинского судебного района Московской области от 16 ноября 2011 года

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ШЕРЕМЕТЬЕВО»,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 03 февраля 2012 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В надзорной жалобе защитник ставит вопрос об отмене принятых по делу решений и прекращении производства по делу ввиду отсутствия в действиях ОАО состава вмененного правонарушения.

В обоснование своей позиции указал на ошибочность примененных норм законодательства, не принятие во внимание того, что здание аэропорта не подвергалось реконструкции и капитальному ремонту после придания нормам СНиП обязательного характера, в то время как ст.42 ФЗ от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» прямо предусмотрено, что «Требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, утилизации (сноса), установленные настоящим ФЗ не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения».

Также защитник указал, что в действиях общества отсутствует объективная сторона вмененного правонарушения, поскольку общество не уклонялось от выполнения установленных законом требований. Действия, по неисполнению норм, не являющихся обязательными, не отвечают признаку противоправности.

Аналогичные доводы были приведены в жалобе на постановление мирового судьи, являвшейся предметом рассмотрения в городском суде и оставленной без удовлетворения.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из материалов дела и доводов надзорной жалобы, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не усматриваю.

Статья 9.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Данное правонарушение посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Ст.4 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: средствами визуальной и звуковой информации; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей, остановок городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования; пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, парков и других рекреационных зон.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, и объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что

- в вестибюлях общественных зданий следует предусматривать установку звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха (п.3.56 СНиП);

- замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабинка туалета, лифт и т.п.), а также лифтовые холлы, где маломобильный гражданин, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, должны быть оборудованы двусторонней связью с диспетчером или дежурным. В иных случаях следует предусматривать кнопку звонка. В общественной уборной электрический звонок или извещатель должен выводиться в дежурную комнату. В таких помещениях (кабинах) должно предусматриваться аварийное освещение (п.3.57);

- в зоне обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения следует предусматривать места для инвалидов и других маломобильных групп населения из расчета не менее 5% общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании (п.4.12);

- на каждом этаже, доступном для МГН, следует предусматривать зоны отдыха на 2 - 3 места; в том числе и для инвалидов на креслах-колясках (п.4.14);

- при проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах: при расположении сбоку от посетителя - не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от пола; при фронтальном подходе - не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от пола. Поверхность столов индивидуального пользования, прилавков и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,8 м над уровнем пола (п.4.14);

- участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки (п.3.21).

Судами двух инстанций установлено, что ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» нарушило требования ч. 1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.4 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», т.е. совершило уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (что образует состав правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ), а именно:

25 августа 2011 года в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ, в том числе в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в деятельности ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», расположенного по адресу: Московская область г.о.Химки аэропорт Шереметьево и обеспечивающего обслуживание пассажиров в терминалах «В», «С», «Е», «F» выявлены следующие нарушения:

- в вестибюлях общественных зданий терминалов «В» и «С» не установлены звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха;

- кабинки туалетов для инвалидов в терминалах «В», «С», «Е», «F» не оборудованы двусторонней связью с диспетчером или дежурным либо звонком;

- в зоне отдыха терминала «С» зоны отдыха для инвалидов не предусмотрены;

- стойки, предназначенные для обслуживания пассажиров (стойки заполнения таможенных деклараций, стойки регистрации, информационные стойки) в терминалах «В», «С», «F» не имеют нормативного понижения для инвалидов-калясочников и находятся на высоте более 1 м над уровнем пола;

- участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами терминала «С» не имеют рифленую или контрастно окрашенную поверхность.

ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (в лице защитников, действующих на основании доверенности) вину в совершении правонарушения оспаривало, указывая, что в деяниях ОАО «МАШ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ. Защитниками пояснено, что требования закона, нарушение которых вменяется юридическому лицу, законодатель распространил на вновь строящиеся и реконструируемые объекты, закрепив недопустимость строительства и реконструкции без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов.

Кроме того, конкретные требования в отношении разработки проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов в части, касающейся обеспечения доступности для инвалидов, закреплены в Строительных нормах, и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (приняты постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. № 73), введенных в действие 1 сентября 2001 года. Обратной силы документу придано не было. На момент вступления и вплоть до 28.06.2010 года данные СНиП носили рекомендательный характер. Под уклонением от исполнения требований понимается неисполнение требований предусмотренных к обязательному исполнению нормами права. Между тем, общество не уклонялось от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Напротив, несмотря на то, что реконструкции и капитального ремонта аэропорта после 28.06.2010 года не проводилось, обществом был выполнен целый ряд действий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (оборудованы места для отдыха инвалидов, стойки, вход в терминал и т..), в подтверждение чего представил ряд фотографий (л.д.90-100) и инвентарные карточки зданий с указание года ввода здания в эксплуатацию.

Однако, несмотря на непризнание вины самим юридическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вина ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» подтверждается актом проверки от 25 августа 2011 года с указанием выявленных и приведенных выше нарушений действующего законодательства; рапортом помощника Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Т.; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 сентября 2011 года.

Доказательства оценены судом по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Сроки привлечения лица к ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, соблюдены.

Наказание назначено лицу по общим правилам его назначения с учетом фактических обстоятельств дела и данных о юридическом лице в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Городским судом дело пересмотрено по жалобе юридического лица в полном объеме, как того требует ст.30.6 КоАП РФ, доводы жалобы проверены и отклонены, как необоснованные.

Доводы надзорной жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, поскольку оно не уклонялось от выполнения требований закона, а также того, что требования СНиП 35-01-2001 не распространяются на здания, введенные в эксплуатацию до 28.06.2010 года, уже являлись предметом исследования в городском суде и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.

Судом правильно указано, что Положения Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» требуют от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательного осуществления мер по приспособлению действующих павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов. Объекты могут оснащаться приспособлением и оборудованием как при начальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов, при производстве по делу не допущено, оснований для их отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление мирового судьи 258 судебного участка Химкинского судебного района Московской области от 16 ноября 2011 года и решение Химкинского городского суда от 03 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» оставить без изменения, надзорную жалобу - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Московского областного суда Ю.И. Балабан