Дело №4а-297/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Салехард 28 ноября 2018 года
Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа Патлатюк В.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Салиндер М.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2018 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в отношении юридического лица - МБУ «Средства массовой информации Тазовского района»,
установил:
постановлением главного специалиста Тазовского сектора государственного экологического надзора - государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Салиндер М.Н. (далее по тексту - государственный инспектор) №801 от 21 ноября 2017 года юридическое лицо - МБУ «Средства массовой информации Тазовского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Решением судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июня 2018 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные решения государственный инспектор Салиндер М.Н. просит отменить решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июня 2018 года; постановление о назначении административного наказания №801 от 21 ноября 2017 года оставить в силе с учетом решения судьи Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа относительно гаража.
В обоснование своей позиции автор жалобы приводит доводы о том, что дизельная электростанция является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, последствия работы (воздействия) которой неизбежно приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Кроме того, государственный инспектор обращает внимание на то, что дизельная электростанция расположена на забуренных в землю металлических сваях, что свидетельствует о невозможности его беспрепятственного перемещения в другое место.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МБУ «Средства массовой информации Тазовского района», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ, о подаче должностным лицом жалобы на решение Губкинского районного суда, в установленный срок возражения на данную жалобу не представило.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Как следует из материалов дела, на основании приказа №941 от 7 сентября 2017 года Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в период с 16 октября по 13 ноября 2017 года проведена проверка на соблюдение природоохранного законодательства в деятельности МБУ «Средства массовой информации Тазовского района» (л.д.96-98).
В ходе проверки установлено, что юридическое лицо эксплуатирует два стационарных источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: гараж на 5 выездов и дизельный генератор АД50С-Т400-2РГ, при этом, не исполнив обязанность по своевременной постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л.д.15-28).
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения должностным лицом постановления №801 от 21 ноября 2017 года о назначении МБУ «Средства массовой информации Тазовского района» административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, нижестоящие судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, поскольку дизельный генератор АД50С-Т400-2РГ не является стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2018 года предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 4 мая 1999 года под стационарным источником понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
В свою очередь предельным допустимым выбросом является норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О единых государственных системах координат» №1463 от 28 декабря 2012 года, с 1 января 2017 года в качестве единой государственной системы координат для использования при осуществлении геодезических и картографических работ установлена геодезическая система координат 2011 года (ГСК 2011).
Федеральным законом «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №431-ФЗ от 30 декабря 2015 года закреплено, что системой координат являются установленные правила соотнесения цифровых значений координат и точек пространства (пункт 7 статьи 3).
Резюмируя изложенное, существенным признаком определения стационарного источника объекта негативного воздействия, местоположение которого может быть определено с применением единой государственной системы координат, является прочная связь с землей или иным недвижимым имуществом или объектом, и невозможность перемещения без существенного ущерба его назначению.
Из представленной в материалах дела копии руководства по эксплуатации дизельного генератора следует, что он имеет массу 823 кг и по габаритным размерам составляет 1900мм*840мм*1240мм, что дает возможность его беспрепятственного перемещения и транспортировки данной установки при помощи транспортного средства без причинения существенного ущерба (л.д.110-111).
При этом никаких требований о том, что генератор в обязательном порядке должен конструктивно крепиться к объекту недвижимости, образуя тем самым единый объект капитального строительства, руководство по эксплуатации не содержит и административным органом сведений об этом также не представлено.
Вопреки доводам жалобы, источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является дизельный генератор, а факт его размещения в штатном контейнере на специально оборудованной площадке не придает ему статуса дизельной электростанции как объекту капитального строительства.
МБУ «Средства массовой информации Тазовского района» эксплуатируется дизельный генератор АД50С-Т400-2РГ исключительно для целей аварийного электроснабжения.
Кроме того, согласно информационному письму ООО «Завод энергетического оборудования «Электроспецтехника» №103 от 11 декабря 2017 года дизельный генератор (электроагрегат) АД50С-Т400-2РГ не является стационарным источником - источником выброса, местоположение которого определяется с применением единой государственной системы координат, фактически является передвижным дополнительным источником резервного электрообеспечения (генератор) (л.д. 132).
Таким образом, используемый юридическим лицом дизельный генератор (электроагрегат) АД50С-Т400-2РГ обладает признаками стационарного источника выбросов, который может быть перемещен посредством передвижного источника, следовательно, он не может быть признан стационарным источником выброса загрязняющих веществ как объект капитального строительства.
При указанных обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях МБУ «Средства массовой информации Тазовского района» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Оснований для отмены постановленных по делу судебных решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июня 2018 года, вынесенное в отношении МБУ «Средства массовой информации Тазовского района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного округа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Салиндер М.Н., - без удовлетворения.
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) В.А.Патлатюк
Копия верна:
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа В.А.Патлатюк