ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-3 от 13.02.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 4а -3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ижевск 13 февраля 2019 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу некоммерческой унитарной организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского района г. Ижевска от 12 февраля 2018 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 11 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении некоммерческой унитарной организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского района г. Ижевска от 12 февраля 2018 года некоммерческая унитарная организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» (далее НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», Фонд) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 11 апреля 2018 года постановление мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского района г. Ижевска от 12 февраля 2018 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, заявитель НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» просит постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения. Считает привлечение Фонда к административной ответственности неправомерным, поскольку при вынесении решения о виновности Фонда в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, не учтены требования федерального законодательства в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Так, ч.4 ст. 190 ЖК РФ, введенным в действие Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ), установлено, что размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. На территории Удмуртской Республики размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.09.2014 № 371 (в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2016 № 548). Полномочия Правительства Удмуртской Республики в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определены в ч.2 ст.3 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике». Учитывая изложенное, при формировании перечня и объемов работ по капитальному ремонту общего имущества региональный оператор руководствуется постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.09.2014 № 371, так как сметный расчет по капитальному ремонту не может превышать установленную предельную стоимость. В целях исполнения обязанности, предусмотренной ст. 182 ЖК РФ в части подготовки и утверждения проектной документации на проведение капитального ремонта, региональный оператор 15.11.2016 заключил с ООО <данные изъяты>» договор подряда <данные изъяты> на выполнение работ по изготовлению проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в отношении многоквартирного дома <данные изъяты>. По результатам изготовления проектной документации перед началом проведения работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения дефектная ведомость и локальный сметный расчет были согласованы с представителем собственников помещений указанного многоквартирного дома. Таким образом, по результатам изготовления проектной документации перед проведением работ по капитальному ремонту состав работ был согласован с представителем собственников помещений. Также заявитель обращает внимание на то, что нормы п.1 ч.2 ст.182 ЖК РФ, ст.8.1 Закона Удмуртской Республики № 64-РЗ от 22.10.2013 исполнены Фондом посредством направления <данные изъяты> в адрес председателя собственников помещений в многоквартирном доме предложения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Указывает, что на основании ст.30 Закона Удмуртской Республики от 26.12.2016 № 95-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» действие положений ч.2 ст. 10 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 № 64-РЗ в части размера средств бюджета Удмуртской Республики на предоставление государственной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приостановлено до 01.01.2018, и осуществить финансирование работ по капитальному ремонту за счет субсидий на стадии подготовки и выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома <данные изъяты>, а также на стадии исполнения предписания <данные изъяты> не представлялось возможным. Обращает внимание, что нормой ч.4 ст.190 ЖК РФ регламентировано, что при превышении предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме оплата этих работ осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт. Способ формирования фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома на счете регионального оператора определен постановлением Администрации МО «Воткинский район» <данные изъяты>, размер взноса на капитальный ремонт установлен в минимальном размере. Таким образом, работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме могли быть проведены исключительно в соответствии с размером предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. Предписание <данные изъяты> считает не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы Фонда, так как не оно не отвечает критерию исполнимости, формулировки, изложенные в предписании относительно мероприятия по устранению допущенных нарушений, не конкретны, носят общий характер, не исключая их двоякого толкования. В предписании <данные изъяты> не определен конкретный способ устранения выявленных нарушений, а именно, не указано, какие конкретные действия необходимо осуществить (в т.ч. источник финансирования работ) и в целях исполнения какого нормативного правового акта. Ссылку органа государственного надзора на п.6.2.4 СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003» считает некорректной, поскольку норма указанного пункта свода правил не обязывает технического заказчика работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения обеспечить установку радиаторов отопления на лестничных площадках, в местах, где до проведения работ они отсутствовали.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики 21 января 2019 года, ознакомившись с доводами жалобы, оснований к удовлетворению жалобы не нахожу.

Согласно ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> главным государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» выдано предписание <данные изъяты> в многоквартирном жилом доме <данные изъяты>, в котором были проведены работы по капитальному ремонту общего имущества, в целях устранения нарушений требований п.6.2.4 СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» в срок до 15.11.2017 обеспечить установку радиаторов отопления на лестничных площадках подъездов многоквартирного дома.

Предписание НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» получено 19.10.2017, однако в установленный срок не выполнено.

Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки <данные изъяты>, а также в протоколе об административном правонарушении от <данные изъяты>, и послужили основанием для привлечения НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Виновность НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» в невыполнении в установленный срок законного предписания главного государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики <данные изъяты> подтверждена имеющимися в деле доказательствами, перечисленными в постановлении мирового судьи и получившими оценку судебных инстанций в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ с приведением норм права, несоблюдение которых допущено Фондом.

Предписание <данные изъяты> выдано уполномоченным должностным лицом – главным государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке не обжаловано, не признано судом незаконным и не отменено. Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов (должностных лиц), осуществляющих государственный, муниципальный контроль, государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности. Неисполнение НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» указанных в предписании <данные изъяты> требований в установленный в предписании срок свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ; доводы Фонда об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, отклоняются за необоснованностью.

Доводы о том, что при вынесении решения о виновности Фонда в правонарушении не учтены требования федерального законодательства в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений не могут.

На регионального оператора в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме возложены обязанности обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов (п.2 ч.2 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии с обязательным к применению при проведении капитального ремонта п.6.2.4 СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» отопление лестничных клеток допускается не предусматривать лишь в зданиях, оборудуемых поквартирными системами теплоснабжения с теплогенераторами по заданию на проектирование, в зданиях с любыми системами отопления в районах с расчетной температурой наружного воздуха для холодного периода года минус 5 градусов Цельсия и выше (параметры Б), в незадымляемых лестничных клетках типа Н1 (при условии предотвращения образования наледи на ступенях лестничных маршей и (или) площадок лестничных клеток).

Учитывая, что названный в предписании многоквартирный дом требованиям перечисленных в п.6.2.4 СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» исключений не отвечает, изложенные в предписании положения подлежали обязательному применению на стадии подготовки к проведению капитального ремонта и должны были быть изначально включены Фондом в проектную документацию при подготовке капитального ремонта.

Так как изначально обязанность по включению всего установленного законом перечня обязательных работ в соответствующие проектные документы Фонд не исполнил, такая возможность у него имелась, капитальный ремонт был проведен без соблюдения приведенных выше обязательных требований. При этом установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме <данные изъяты> Фондом не ставились в известность о составе работ по капитальному ремонту, соответственно, он не может считаться согласованным с ними, поскольку доказательства того, что собственникам согласно требованиям ст.182 ЖК РФ в предусмотренные ч.3 ст.189 ЖК РФ сроки были направлены предложения, содержащие весь необходимый перечень и объем услуг и (или) работ по капитальному ремонту, их стоимости, как и доказательства того, что собственники данного многоквартирного дома согласились с таким перечнем либо отвергли его полностью или в части, по делу отсутствуют. Письмо НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» <данные изъяты> в адрес собственников, на которое ссылается заявитель, содержит лишь общую информацию о наименовании общего вида работ – ремонт внутри домовой инженерной системы теплоснабжения, с указанием цены работ 265 449,55 р. Дефектная ведомость, описывающая конкретные подвиды работ, которые предлагает сделать региональный оператор в рамках ремонта системы теплоснабжения, к письму не приложена. Исходя из материалов проверки, дефектная ведомость и смета на проведение ремонта системы теплоснабжения были составлены подрядчиком 10.03.2017 – т.е. после заключения договора подряда на проведение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения <данные изъяты> и без учета интересов собственников помещений в указанном многоквартирном доме.

Принимая во внимание вышеизложенное, материалами дела подтверждается законность предписания <данные изъяты>, в связи с чем выводы судебных инстанций о наличии в действиях НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, являются правильными.

Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.

При таком положении постановление мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского района г. Ижевска от 12 февраля 2018 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 11 апреля 2018 года подлежат оставлению без изменения, а жалоба НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 и 30.16-30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Первомайского района г. Ижевска от 12 февраля 2018 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 11 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» оставить без изменения, жалобу НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» - без удовлетворения.

Заместитель Председателя Верховного Суда

Удмуртской Республики А.В. Емельянов