ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-300/2017 от 23.06.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-300/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 июня 2017 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу Яндовича Дмитрия Олеговича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 06 марта 2017 года и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 30 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ***ООО «***» Яндовича Дмитрия Олеговича,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 06 марта 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 30 марта 2017 года, ***ООО «***» (далее – ООО «***», Общество) Яндович Д.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Яндович Д.О. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 14.45 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

Из ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите) следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности (ст. 4 Закона о потребительском кредите).

Статьей 2 Федерального закона РФ от 02 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусмотрены понятия микрофинансовой деятельности и микрофинансовой организации, согласно которым микрофинансовая деятельность – это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование); микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица (ст. 5 Федерального закона РФ от 02 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

Как усматривается из материалов дела, ООО «***» зарегистрировано в качестве юридического лица 16 февраля 2015 года. На основании протокола собрания учредителей об учреждении общества от 03 февраля 2015 года *** ООО «***» избран Яндович Д.О. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 28 января 2016 года и Устава ООО «***» основным видом деятельности Общества является: деятельность агентства по операциям с недвижимым имуществом, предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, а также деятельность в области права, по предоставлению консультационных услуг по вопросу финансового посредничества, по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса и др. (л.д. 106; 107-111; 114-115).

С 29 ноября 2016 по 03 февраля 2017 года прокуратурой Советского района г. Орска проведена плановая проверка соблюдения законодательства о кредитовании в отношении ООО «***», осуществляющего деятельность по адресу: ***.

В ходе проверки установлено, что ООО «***» осуществляло профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (заключило 55 договоров целевого займа с физическими лицами), не имея права на ее осуществление.

Данный факт подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03 февраля 2017 года (л.д. 3-4); актом проверки (л.д. 7-9); выпиской из лицевого счета Общества о перечислении - поступлении денежных средств (л.д.73-76); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 28 января 2016 года (л.д. 106); копией Устава ООО «***» (л.д. 107-111); протоколом собрания учредителей (л.д. 112); выпиской из ЕГРЮЛ от 01 февраля 2017 года (л.д.114-115); копиями договоров целевого займа с гражданами (л.д. 16-72) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях *** ООО «***» Яндовича Д.О. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

В жалобе заявитель настаивает на том, что в действиях Яндовича Д.О. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ, поскольку ООО «***» не является кредитной или микрофинансовой организацией, так как не осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов населению, а предоставляет целевые займы на приобретение (строительство) жилого помещения, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой, в соответствии с п. 4 ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Данный довод заявителя являлся предметом тщательной проверки судей обеих инстанций и обоснованно отвергнут со ссылкой на требования закона.

Вопреки доводам автора жалобы организациями, имеющими право осуществлять деятельность по предоставлению займов в соответствии с законодательством РФ, являются: микрофинансовые организации (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"); кредитные кооперативы (ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ "О кредитной кооперации"); ломбарды (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ "О ломбардах") и сельскохозяйственные кооперативы (ст. 6 Федерального закона от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). Таким образом, профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц.

В ходе проверки установлено, что ООО «***» деятельность по выдаче займов осуществляется на постоянной и регулярной основе, более 4 раз в год, что образует признаки профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов. При этом ООО «***» в качестве одной из указанных организаций не зарегистрирован, не обладает присущими им признаками и соответствующим статусом.

При таких обстоятельствах обоснованность привлечения *** ООО «***» Яндовича Д.О. к административной ответственности по ст. 14.56 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с оценкой доказательств, данной судебными инстанциями, что не влечет отмену оспариваемых судебных постановлений, поскольку собранные по данному делу доказательства были оценены судебными инстанциями в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, письменными доказательствами. Результаты такой оценки подробно изложены в обжалуемых судебных постановлениях. Основания для иной их оценки отсутствуют.

С учетом изложенного следует признать, что жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.

Постановление о привлечении Яндовича Д.О. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 14.56 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 9 Советского района г. Орска Оренбургской области от 06 марта 2017 года и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 30 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** ООО «***» Яндовича Дмитрия Олеговича оставить без изменения, а жалобу Яндовича Дмитрия Олеговича – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев