ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 июня 2019 года № 4А-302/2019
Заместитель председателя Вологодского областного суда Осипова И.Г., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области ФИО2 от 15.05.2018 №..., решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 17.07.2018, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области ФИО2 от 15.05.2018 №..., оставленным без изменения решением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 17.07.2018, индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В жалобе ФИО1 просит отменить вынесенные по делу решения, прекратить производство по делу, указывает, что нарушение порядка предоставления отчетности по форме 2-ТП образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено за пределами срока давности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлено, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) установлен Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30, в соответствии с пунктами 3, 4, 5 которого субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В силу статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2).
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Федерального закона 89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок), пунктами 4,5 которого установлено, что учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Порядок предоставления отчетности по форме № 2-ТП (отходы) регламентирован Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления». Указанная отчетность предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в территориальный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Отчетность предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации не позднее 1 февраля после отчетного периода. Отчет содержит сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности на основании лицензии №... от 03.02.2016.
В ходе проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства, проведенной Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами, в частности за 2017 год не предоставлены отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, а также отчет 2-ТП (отходы), не осуществлен учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы ФИО1 о том, что его бездействие, выразившееся в непредставлении отчета по форме 2-ТП (отходы), следует квалифицировать по статье 13.19 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанной нормой установлена ответственность за нарушение порядка представления статистической отчетности, а не экологической информации.
Между тем, как следует из содержания Приказа Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» сообщаемая в отчете формы 2-ТП (отходы) информация является лишь сведениями об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы за отчетный период и направлена на информирование уполномоченного государственного органа экологического контроля.
Бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 правильно квалифицировано по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законных и обоснованных постановлений, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области ФИО2 от 15.05.2018 №..., решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 17.07.2018 оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на вступившие в законную силу постановления – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Вологодского областного суда Осипова И.Г.