ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-3032/2017 от 09.06.2017 Московского городского суда (город Москва)

                  4а-3032/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 09 июня 2017 года                                                                                 город Москва

Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу  ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 410  Мещанского района города Москвы от 21 сентября 2016 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 410  Мещанского района города Москвы от 21 сентября 2016 года  специалист по управлению персоналом 1-й категории Службы безопасности Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина» (далее – ГУП «Московский метрополитен») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.

Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2016 года  указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба  ФИО1  – без удовлетворения.

В  настоящей жалобе ФИО1 просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, указывая, что обязанность по уведомлению о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим отсутствовала; судом неверно применены нормы права.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановленные судебные акты законными и обоснованными.

Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" .

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 названного Федерального закона).

Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции, ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении с названными лицами указанных выше договоров в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствующее уведомление подлежит направлению согласно Правилам сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, Перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 29.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя ГУП «Московский метрополитен» от 01.06.2015 Т___ц А.А. принята с 03.06.2015 на должность инспектора дистанции в Отдел транспортной безопасности на станциях метрополитена//Дистанция 8/Чеховская (л.д.6).

Ранее Т____ц А.А. до 03.04.2015 проходила службу в должности дознавателя отделения дознания ЛО МВД России на станции Москва-Белорусская (л.д.18-25). Указанная должность была включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом МВД России от 31.10.2013 N 875 (действовавший на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности).

В нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, в установленный законом десятидневный срок ГУП «Московский метрополитен» не сообщило представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы Т___ц А.А. в линейный отдел МВД России на станции Москва-Белорусская о приеме ее на работу.

Согласно должностной инструкции, утвержденной Заместителем начальника метрополитена – начальником Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» 29.04.2015, приказу №1583/Л от 08.12.2014 должностным лицом, ответственным за выполнение требований законодательства о противодействии коррупции является специалист по управлению персоналом 1 категории службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» ФИО1

Данные обстоятельства подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, копией приказа о приеме работника на работу; копией трудовой книжки; копией трудового договора; копией приказа по личному составу ЛО МВД России на станции Москва-Белорусская об увольнении Т___ц А.А. от 03.04.2015;  рапортом помощника Московско-Смоленского транспортного прокурора от 12.04.2016; сообщением начальника линейного отдела МВД России на станции Москва-Белорусская об отсутствии сведений о заключении трудового договора с Т___ц А.А.;  сообщением Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» от 26.05.16; положением об отделе управления персоналом Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен»; должностной инструкцией, утвержденной Заместителем начальника метрополитена – начальником Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» 29.04.2015; приказом №1583/Л от 08.12.2014 о принятии ФИО1 на работу  и иными материалами дела, которые получили оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Действия (бездействие) должностного лица ФИО1 образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

 При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения.

Доводы заявителя об отсутствии обязанности по уведомлению о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим со ссылкой на рекомендации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая была принята в Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее – Конвенция),  а также на положения Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» основаны на неверном толковании норм права.

Анализ пункта 1, подпункта "е" пункта 2 статьи 12 Конвенции, частей 1, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо организации, которая выполняет его функции.

Данный подход соответствует правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, например, в постановлении от 26.05.2014 N 46-АД14-14, от 21.04.2017 N 45-АД17-11.

Согласно п.1 ст.50 ГК РФ  юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации).

В рассматриваемом случае ГУП «Московский метрополитен» в соответствии со ст.113 ГК РФ и ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" является коммерческой организацией, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Согласно п.2.1 Устава ГУП «Московский метрополитен» целями и предметом деятельности предприятия, учредителем которого является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы, является оказание  услуг по перевозке пассажиров в целях удовлетворения потребностей города Москвы в пассажирских перевозках и получения прибыли.

Согласно п.3.6 Устава ГУП «Московский метрополитен» источниками формирования имущества Предприятия, в том числе финансовых ресурсов, являются: имущество, переданное Предприятием его собственником или уполномоченным им органом; прибыль, полученная от выполнения работ, услуг, реализации продукции, а также от других видов хозяйственной, финансовой и внешнеэкономической деятельности; заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций, получение которых согласовано и зарегистрировано в установленном порядке; амортизационные отчисления; бюджетные ассигнования; дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует Предприятие; добровольные взносы организаций, предприятий, учреждений и граждан.

Согласно п.4.1 Устава ГУП «Московский метрополитен»  предприятие строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе хозяйственных договоров, соглашений, контрактов. Предприятие свободно в выборе форм и предмета хозяйственных договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений с другими предприятиями, учреждениями и организациями, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом.

С учетом изложенного, ГУП «Московский метрополитен»,  являясь коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и имеющей в качестве  основного вида деятельности  организацию перевозочного процесса по линиям метрополитена, не является субъектом, выполняющим функции государственного (муниципального) органа.

Изложенное выше в совокупности с учетом характера деятельности предприятия свидетельствует о том, что исполнение должностных обязанностей Т___ц А.А.  связано с коррупционными рисками и может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой указанным лицом должностью федеральной государственной службы, связи с чем у ФИО1, как должностного лица ГУП «Московского метрополитена» имелась обязанность по выполнению требования ч. 4 и ч. 5 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции.

Иные приводимые заявителем доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких – либо неустранимых сомнений по делу не усматривается. 

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям ч.1 ст.29.10 и ч.2 ст.30.7 КоАП РФ.

При назначении ФИО1 наказания были учтены фактические обстоятельства дела, а также характер совершенного административного правонарушения. Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей  назначено с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 19.29 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 410  Мещанского района города Москвы от 21 сентября 2016 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении специалиста по управлению персоналом 1-й категории Службы безопасности Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Московского городского суда                                                            Е.М. Базькова