4-А-307/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Омск 08.09.2011 года
И.о. председателя Омского областного суда С.А. Волков, рассмотрев надзорную жалобу Угольник В.М., директора ООО «ГСМ-Альянс», на постановление мирового судьи судебного участка № 77 Советского АО г. Омска от 14.06.2011 года и на решение Первомайского районного суда г. Омска от 09.08.2011 года в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «ГСМ-Альянс» по ст.12.21.2 ч.1 КОАП РФ,
УСТАНОВИЛ :
постановлением мирового судьи судебного участка № 77 Советского АО г. Омска от 14.06.2011 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «ГСМ-Альянс» было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей по ст. 12.21.2 ч. 1 КОАП РФ.
Как следует из постановления, 14.03.2011 года со стороны ООО «ГСМ-Альянс», руководителем которого является Угольник В.М., допущено нарушение правил перевозки опасных грузов. Водитель ООО «ГСМ-Альянс» Мельников Д.В. перевозил бензин и дизельное топливо сверх допустимых норм нагрузки по осям автомобиля, протокол об административном правонарушении 5500344060, п.п. 23.5 ПДД РФ, тем самым усматривается вина юридического лица ООО «ГСМ-Альянс» в лице директора по ч.1 ст.12.21.2 КОАП РФ, хотя указанные действия были квалифицированы при составлении протокола по ч.1 ст.12.21.1 КОАП РФ
Первомайский районный суд г. Омска, рассмотрев жалобу Белик А.В., представителя ООО «ГСМ-Альянс», изменил постановление мирового судьи судебного участка № 77 Советского административного округа города Омска от 14.06.2011 года, переквалифицировав действия ООО «ГСМ-Альянс с ч.1 ст.12.21.2 КОАП РФ на ч.1 ст.12.21.1 КОАП РФ, указав на нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и назначив наказание в виде штрафа в размере 400000 рублей, ссылаясь на то, что разрешения установленного образца на перевозку тяжеловесного груза с превышением нагрузки на оси у ООО «ГСМ-Альянс» не имелось.
В своей надзорной жалобе Угольник В.М., директор ООО «ГСМ-Альянс», просит отменить постановление мирового судьи и решение районного суда, считает, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ООО «ГСМ-Альянс» является собственником транспортного средства, но на момент совершения административного правонарушения оно было передано ОАО «Газпромнефть-Омск» для осуществления транспортной деятельности по перевозке собственных грузов, что подтверждается отметками в путевом листе (№ 23 от 14.03.2011 и товарно-транспортными накладными ОАО «Газпромнефть-Омск» № ОмТНЦ 00004699 от 14.03.2011). ООО «ГСМ-Альянс» представило транспортное средство для перевозки опасных грузов со всей необходимой документацией и соответствующими разрешениями, согласно правилам перевозки опасных грузов. ОАО «Газпромнефть-Омск» приняло данное транспортное средство для осуществления транспортной работы по перемещению собственных объемов ГСМ на собственные АЗС и по своему усмотрению осуществляло загрузку и отправку данного транспортного средства без ведома ООО «ГСМ-Альянс».
Рассмотрев материалы административного дела № 5-1186/2011, полагаю, необходимым отменить, как постановление мирового судьи судебного участка № 77 Советского АО г. Омска от 14.06.2011 года, так и решение Первомайского районного суда г. Омска от 09.08.2011 года, по следующим основаниям.
Часть 1 ст.12.21.1 КОАП РФ предусматривает ответственность за перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении юридическому лицу не было вменено отсутствие либо специального пропуска либо специального разрешения, соответственно, Первомайский районный суд г. Омска вышел за пределы обвинения, незаконно вменив ООО «ГСМ-Альянс» отсутствие специального разрешения.
При таких обстоятельствах в действиях ООО «ГСМ-Альянс» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.21.1 КОАП РФ.
Ни мировой судья, ни судья районного суда не вправе были выходить за пределы предъявленного обвинения ООО «ГСМ-Альянс», изложенного в протоколе об административном правонарушении.
Часть 1 ст.12.21.2 КОАП РФ предусматривает ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.
Между тем, из материалов дела об административном правонарушении следует, что 14.03.2011 года ООО «ГСМ-Альянс», руководителем которого является Угольник В.М., вменено, что водитель ООО «ГСМ-Альянс» Мельников Д.В. перевозил бензин и дизельное топливо сверх допустимых норм нагрузки по осям автомобиля.
В протоколе об административном правонарушении также нет сведений о том, что у водителя не имелось каких-либо перечисленных в диспозиции ч.1 ст.12.21.2 КОАП РФ документов, а именно: свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы; свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов; специального разрешения; согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов; а также сведений о том, что конструкция транспортного средства не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на транспортном средстве отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов при таких обстоятельствах ни мировой судья, ни судья районного суда не вправе были выходить за пределы предъявленного обвинения.
Таким образом, в действиях ООО «ГСМ-Альянс» также отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.21.2 КОАП РФ.
Доводы ответчика о том, что транспортное средство вместе с полуприцепом не являются крупногабаритными и их фактическая масса не превышают предельно допустимых значений указанных в свидетельствах о регистрации транспортного средства и полуприцепа - цистерны, являются несостоятельными, так как в данном случае основанием для начисления размера платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам послужило выявленное превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства на дорожное покрытие, а не предельно допустимая масса транспортного средства, установленная заводом изготовителем.
Указанные понятия различны по смысловому содержанию и никак не связаны между собой, поскольку в случае превышения предельно допустимой массы транспортного средства, установленной заводом изготовителем, может произойти поломка транспортного средства, а превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства на дорожное покрытие ведет к причинению ущерба автомобильной дороге.
Между тем, часть 3 ст.12.21.1КОАП РФ предусматривает административную ответственность за перевозку тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов.
Из акта №697 от 14.03.2011 года (л.д.8,), а также расчетного листа разового сбора №681 от 14.03.2011 года (л.д.40), следует, что при допустимой нагрузке на ось №5 - 7547 кг фактическая нагрузка составила 9380 кг, то есть превышение составило 19,55 %. При допустимых осевых нагрузках на все 6 осей автопоезда - 38477 кг, фактическая нагрузка составила 47700 кг, превышение составило 19,34 %, то есть более чем на 15 %.
Следовательно, в действиях ООО «ГСМ-Альянс» имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 КОАП РФ.
Доводы, изложенные в надзорной жалобе о том, что ООО «ГСМ-Альянс» не является надлежащим субъектом административной ответственности, поскольку был заключен договор перевозки топлива между ИП Малышевым Н.Н. и ООО «ГСМ «Альянс», также являются необоснованными, поскольку согласно ст. 785 ч.1 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Даже в случае передачи автотранспортного средства вместе с экипажем в аренду, члены экипажа остаются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации (ч.2 ст.635).
ООО «ГСМ «Альянс» является собственником и владельцем автотранспортного средства, а водитель Мельников Д.В. состоит в трудовых отношениях с ООО «ГСМ «Альянс», должностные лица которого были обязаны проверить наличие у водителя всех необходимых документов и требуемых разрешений, связанных с перевозкой груза, в том числе с превышением осевых нагрузок.
Отсутствие специального разрешения, в котором должна быть указана разрешенная максимальная масса или нагрузки на ось, не являются основанием для освобождения ООО «ГСМ «Альянс» от ответственности и по ч.3 ст.12.21.1 КОАП РФ, поскольку заполнение специального разрешения производится в соответствии с Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (в ред. Приказов Минтранса РФ от 22.01.2004 N 8), исходя из параметров транспортного средства, количества осей, а также расстояния между осями, расстояния между крайними осями.
Поскольку в материалах дела имеются все указанные параметры автотранспортного средства и полуприцепа, постольку исходя из содержания таблиц П.1.1, П.1.2, П.1.3 вышеуказанной Инструкции усматривается, что в акте №697 от 14.03.2011 года (л.д.8,), а также в расчетном листа разового сбора №681 от 14.03.2011 года (л.д.40) правильно указаны сведения о нормативных, предельно допустимых осевых нагрузках, а также массе автопоезда и эти сведения должны были быть отражены в специальном разрешении
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.13 п.2, ст.30.17 ч.2 п.2 КОАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ :
постановление мирового судьи судебного участка № 77 Советского АО г. Омска от 14.06.2011 года и решение Первомайского районного суда г. Омска от 09.08.2011 года в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «ГСМ-Альянс» о наложении штрафа по ст.12.21.2 ч.1 КОАП РФ в размере 400000 рублей – изменить, переквалифицировав действия указанного юридического лица на ч.3 ст. 12.21.1 КОАП РФ и назначив ему наказание в виде штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Сумму штрафа следует перечислить по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Омской области (УВД по г. Омску) Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка РФ по Омской области Расчетный счет: 40101810100000010000 ИНН 5507213615 КПП 550701001 ОКАТО 52401000000 Код бюджетной классификации: 188 116 30000 010000 140, протокол об административном правонарушении 55 АА № 143379 от 14.05.2011 года.
Копию настоящего постановления направить для сведения Угольник В.М., директору ООО «ГСМ-Альянс».
И.о. председателя
Омского областного суда С.А. Волков