ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-308 от 22.05.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заместитель председателя Приморского краевого суда Поминов А.А., рассмотрев жалобу на вступившее в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 25 Фрунзенского судебного района г. Владивостока от 10 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «ВМС» Н.В.А.

п о с т а н о в и л:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 25 Фрунзенского судебного района г. Владивостока от 10 мая 2018 года должностное лицо - генеральный директор ООО «ВМС» Н.В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

В порядке статьи 30.1-30.3 КоАП РФ постановление мирового судьи обжаловано не было.

В жалобе защитник генерального директора ООО «ВМС» Н.В.А.. – К.А.Н. просит отменить вступившее в законную силу постановление, указывая на отсутствие в действиях должностного лица - генерального директора ООО «ВМС» Н.В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Изучив материалы дела в полном объеме, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, является основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что 12 февраля 2018 года в 17 часов 30 минут при проведении внеплановой выездной проверки на основании Распоряжения и.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №64-р от 25 января 2018 года, установлено, что юридическим лицом ООО «ВМС» совершено правонарушение, выразившееся в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) «МГП» (реестровый номер МКО-0000501), совершенные умышленно, а именно:

1. в нарушение требований пункта 7.1 статьи 1, части 9 статьи 12.1 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 3 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678 (далее -Требования) ООО «ВМС» для защиты ОТИ от АНВ не образовано (не сформировано) подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группу быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности ОТИ, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, привлекло по договору № 03/14-Г от 21 апреля 2014 года в качестве подразделений транспортной безопасности юридическое лицо - ООО «Охранное агентство «Гепард», не аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности;

2. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 9 Требований не согласован порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности с уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности РФ, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями (далее - порядок передачи данных), не согласован с уполномоченными подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти;

3. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 12, Требований не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности». К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допущены лица из числа сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии со статьей 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности» (ответственные за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ, персонал субъекта транспортной инфраструктуры и подразделение транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

4. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 21 Требований, не выделены и не оборудованы в соответствии с утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений на объекте транспортной инфраструктуры: для размещения работников подразделений транспортной безопасности (не выделены и не оборудованы); для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения (не оборудованы);

5. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 22 Требований, не выделены и не оборудованы в соответствии с утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений на контрольно-пропускных пунктах для проведения досмотра физических лиц, а именно, в плане объекта транспортной инфраструктуры «МГП» ООО «ВМС» отдельные помещения и участки не определены, изменения в план объекта транспортной инфраструктуры «МГП» ООО «ВМС» не внесены, на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта не представлены;

6. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 23 Требований, не созданы помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункты управления обеспечением транспортной безопасности) в соответствии с утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры и оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие, а именно, на ОТИ «МГП» пункт управления обеспечением транспортной безопасности перенесен на КПП, оператор по транспортной безопасности не аттестован, согласно Плана должно быть 2 оператора, на момент проверки один, изменения в план объекта транспортной инфраструктуры «МГП» ООО «ВМС» не внесены, на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта не представлены;

7. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 30 Требований, не оснащен объект транспортной инфраструктуры в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности», а именно, сертификаты на все установленное оборудование и технические средства для обеспечения транспортной безопасности не представлены;

8. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 34 Требований, не обеспечен необходимый количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра, а также их размещение в соответствии со схемой технических систем и средств досмотра на объекте транспортной инфраструктуры для обнаружения, включая выявление, распознавание и идентификацию, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на проходящих, проезжающих (перемещаемых) в указанных секторах транспортных средствах, у физических лиц, в том числе в составе грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, с учетом объемов перевозок и выполнения положений настоящего документа для установленного уровня безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры. Оборудование для досмотра пассажиров установлено в зале ожидания, имеются входы в зону транспортной безопасности, не оборудованные техническими системами и средствами досмотра со стороны парковки в районе ж/д вокзала и из помещений, расположенных вне зоны транспортной безопасности;

9. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 35 Требований, в случае выявления нефункционирующих и (или) неисправных технических средств обеспечения транспортной безопасности, наличие которых определено планом объекта транспортной инфраструктуры, а также в случаях невозможности выполнения с их помощью Требований ввести в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры иные меры по обеспечению транспортной безопасности. При невозможности обеспечить введенными иными мерами реализацию Требований ограничить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и (или) изменить порядок эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, а именно на ОТИ «МГП» оборудование для досмотра пассажиров установлено непосредственно в зале ожидания, имеются входы в зону транспортной безопасности, не оборудованные техническими системами и средствами досмотра со стороны парковки в районе ж/д вокзала и из помещений, расположенных вне зоны транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности, нет аттестованных работников, осуществляющих досмотр, наблюдение и собеседование, в жилетках с надписью «Транспортная безопасность» одеты не уполномоченные на указанные действия лица, не прошедшие аттестацию из числа подразделения транспортной безопасности, (проводится имитация досмотра), дополнительный досмотр пассажиров и багажа при посадке на судно не проводится; однако допуск пассажиров и багажа осуществляется (функционирование объекта транспортной инфраструктуры не ограничивается), изменения в план объекта транспортной инфраструктуры «МГП» ООО «ВМС» не внесены, на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта не представлены;

10. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 37 Требований, не приняты меры по недопущению преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а именно, на ОТИ «МГП» подразделения транспортной безопасности, нет аттестованных работников осуществляющих досмотр, наблюдение и собеседование, в жилетках с надписью «Транспортная безопасность» одеты не уполномоченные на указанные действия лица, не прошедшие аттестацию из числа подразделения транспортной безопасности, (проводится имитация досмотра), дополнительный досмотр пассажиров и багажа при посадке на судно не проводится, имеются входы в зону транспортной безопасности не оборудованные техническими системами и средствами досмотра со стороны парковки в районе ж/д вокзала и из помещений, расположенных вне зоны транспортной безопасности, через ворота в районе КПП-2 контроль соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не осуществляется;

11. в нарушение требований статьи 8 ФЗ от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ, пункта 5, подпункта 42 Требований, не приняты меры, исключающие подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства, в том числе на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, путем: осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; использования технических средств обеспечения транспортной безопасности, а именно, на ОТИ «МГП» оборудование для досмотра пассажиров установлено непосредственно в зале ожидания, подразделения транспортной безопасности нет, аттестованных работников осуществляющих досмотр, наблюдение и собеседование так же нет, в жилетках с надписью «Транспортная безопасность» одеты не уполномоченные на указанные действия лица, не прошедшие аттестацию из числа подразделения транспортной безопасности, (проводится имитация досмотра), дополнительный досмотр пассажиров и багажа при посадке на судно не проводится; однако допуск пассажиров и багажа осуществляется, имеются входы в зону транспортной безопасности не оборудованные техническими системами и средствами досмотра со стороны парковки в районе ж/д вокзала и из помещений расположенных вне зоны транспортной безопасности;

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения должностного лица - генерального директора ООО «ВМС» Н.В.А. к административной ответственности по части 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, данные выводы мирового судьи нельзя признать правильными.

Из материалов дела следует, что внеплановая проверка была проведена на основании Распоряжения УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 25 января 2018 года №64-р, согласно которому проверка проводилась с целью проверки исполнения ООО «ВМС» ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 20 октября 2017 года №, срок для исполнения которого истек 31 января 2018 года.

То есть совершенное правонарушение выявлено административным органом в рамках назначенной и проведенной внеплановой проверки срока исполнения обществом ранее выданного ему предписания об устранении выявленных правонарушений, иных оснований для проведения проверки у административного органа не имелось.

Проверка соблюдения обществом требований закона по обеспечению транспортной безопасности не назначалась. При этом за неисполнение ранее выданного обществу предписания в установленный срок предусмотрена ответственность по статье 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, заместителем начальника Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 28 февраля 2018 года в отношении ООО «ВМС» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за не исполнение в установленный срок требований предписания от 20 октября 2017 года.

Согласно части 21 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Таким образом, должностное лицо УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, осуществляя внеплановую проверку с целью контроля ранее выданного предписания, не вправе возбуждать в отношении субъекта проверки дело об административном правонарушении иначе, чем по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.

Судья районного суда при вынесении постановления вышеуказанные обстоятельства не учел.

Таким образом, по делу имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны толковаться в его пользу.

В связи с чем выводы о наличии в действиях должностного лица - генерального директора ООО «ВМС» Н.В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 25 Фрунзенского судебного района г. Владивостока от 10 мая 2018 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 25 Фрунзенского судебного района г. Владивостока от 10 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «ВМС» Н.В.А. отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заместитель председателя

Приморского краевого суда Поминов А.А.