<данные изъяты>а- 315/19
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<данные изъяты>
<данные изъяты> 29 января 2019 года
Заместитель председателя Московского областного суда Соловьев С.В., рассмотрев протест заместителя прокурора <данные изъяты>ФИО1 на вступившее в законную силу решение Московского областного суда от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Российский железные дороги»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ФИО2 от <данные изъяты> Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), <данные изъяты>, юридический адрес: 107174, <данные изъяты>, признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением судьи Воскресенского городского суда от <данные изъяты> указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Московского областного суда от <данные изъяты> указанные акты отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановленным по делу судебным актом заместитель прокурора <данные изъяты>ФИО1 принес на него протест в порядке ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ, просил постановленный по делу судебный акт отменить, оставить без изменения постановление должностного лица и решение судьи городского суда.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исходя из его материалов и доводов протеста, прихожу к следующему.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава вмененного обществу административного правонарушения состоит в том числе и в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы.
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> в 14-00 часов по адресу: <данные изъяты> должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ЦФО было выявлено административное правонарушение, выразившееся в том, что <данные изъяты> ОПМС-103 Московской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиал ОАО «РЖД» представило в адрес Департамента Росприроднадзора по ЦФО Технический отчет по обращению с отходами за отчетный период 2016-2017 года, то есть с нарушением установленных сроков, чем нарушило требования ст. 11 ФЗ от <данные изъяты> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 7,8 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды РФ от <данные изъяты><данные изъяты>), п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды РФ от <данные изъяты><данные изъяты>).
Постановлением должностного лица за совершение описанного выше деяния ООО "РЖД" привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию.
Судья Воскресенского городского суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица оставил его без изменения.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении судья Московского областного суда посчитал, что указанные действия общества не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку досрочное предоставление технического отчета юридическим лицом не лишало должностное лицо возможности вернуть данный отчет обществу для устранения выявленных нарушений, а ОАО «РЖД» - возможности представить данный отчет в полном объеме в срок до <данные изъяты>.
Между тем, данные выводы судьи Московского областного суда, является неправильным.
Согласно п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее порядок) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет). Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления. Технический отчет может быть подан в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.
Иных полномочий Росприроднадзора, связанных с предоставлением индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, в том числе по возврату отчетности, предоставленной ранее установленного срока, вышеуказанный Порядок не содержит.
В то же время в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение в Московский областной суд, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение либо отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Эта норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При таких обстоятельствах требование протеста об отмене решения судьи Московского областного суда от <данные изъяты> не может быть удовлетворено.
Вместе с тем решение судьи Московского областного суда от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Российский железные дороги» подлежит изменению путем исключения из него неправильного вывода о том, что досрочное предоставление технического отчета юридическим лицом не лишало должностное лицо возможности вернуть данный отчет обществу для устранения выявленных нарушений, а ОАО «РЖД» - возможности представить данный отчет в полном объеме в срок до <данные изъяты>.
Указанное изменение положение юридического лица ОАО «РЖД» как лица, в отношении которого вынесен указанный судебный акт, не ухудшает.
В остальной части данный судебный акт подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Московского областного суда от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Российский железные дороги» изменить: исключить из него выводы о том, что досрочное предоставление технического отчета юридическим лицом не лишало должностное лицо возможности вернуть данный отчет обществу для устранения выявленных нарушений, а ОАО «РЖД» - возможности представить данный отчет в полном объеме в срок до <данные изъяты>.
В остальной части данный судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Заместитель председателя суда С.В. Соловьев