ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-318/12 от 17.08.2012 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г. Уфа. РБ 17 августа 2012 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило ... года.) надзорную жалобу ... ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 6 по Туймазинскому району и г.Туймазы Республики Башкортостан от 13.04.2012г. и решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 04.06.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно акту плановой проверки №... от 06.03.2012г., проведенной 06.03.2012г. на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Туймазы и Туймазинского района по пожарному надзору ФИО2 №... от 20.01.2012г. по надзору в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в здании, помещениях, территории Администрации ... по адресу: ..., установлено, что ... ФИО1 нарушены требования норм и правил в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Федерального закона от 27.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасного производственного объекта», Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» и других нормативно-правовых актов, утвержденных правилами, нормами, стандартами в области ЧС, а именно:

1. не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушена ст.14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», согласно которой организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2. не принят локальный нормативный акт об организации управления в повседневной деятельности, в чрезвычайных ситуациях и в военное время с определением порядка:

- сбора, обработки и обмена в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- оповещения и информирования работников организации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, приемах и способах защиты от них, чем нарушены ст.14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ,

ст.28 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановление Правительства РФ от 22.06.2004г. №303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»,

п.1,2,3 Порядка сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.1997г. № 334,

п.2.3.1 Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной Приказом МЧС РФ от 03.03.2005г. № 125 (зарегистрирована в Минюсте РФ 08.04.2005г. № 6491),

п.2.4.1 Инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС РФ от 01.03.2004г. №97 ДСП (зарегистрирована в Минюсте РФ 09.03.2004г. № 5646)).

За указанные нарушения протоколом об административном правонарушении №... от 12.03.2012г. главного государственного инспектора по пожарному надзору г.Туймазы и Туймазинского района ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ... ФИО1 (л.д.3-5).

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №6 по Туймазинскому району и г.Туймазы РБ от 13.04.2012г. ФИО1 привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Решением Туймазинского районного суда РБ от 04.06.2012г. по жалобе ... ФИО1 постановление и.о. мирового судьи судебного участка №6 по Туймазинскому району и г.Туймазы РБ от 13.04.2012г. оставлено без изменения.

Не соглашаясь с судебными актами, ... ФИО1 обжаловала их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке надзора, предлагая отменить, считая, что не является субъектом вмененного правонарушения. При этом указывается, что в соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Дополнительным соглашением №... от 16.12.2010г. между Советом МР ... и Советом ... полномочия ... по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории ... от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера переданы МР .... Данным соглашением для осуществления указанных выше полномочий также передана субвенция. Соглашение утверждено решением Совета МР ...№... от 16.12.2010г., пролонгировано до 31.12.2012г. Соглашением №... от 27.12.2011г., утвержденным Решением Совета МР ... от 28.12.2011г.

На момент составления протокола об административном правонарушении полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории ... от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера были переданы МР ..., следовательно, привлечение ФИО1 к ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ является незаконным и необоснованным. Указанные обстоятельства были изложены в возражении по делу и жалобе на постановление мирового судьи, представлены указанные соглашения, однако судебными инстанциями не дана надлежащая оценка доводам заявителя, органы местного самоуправления МР к участию в деле не привлечены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 06.03.2012г. на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Туймазы и Туймазинского района по пожарному надзору ФИО2 №... от 20.01.2012г. было проведено мероприятие по надзору в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в здании, помещениях, территории Администрации ... по адресу: ....

В ходе проверки выявлены нарушения Администрацией ... требований норм и правил в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» и других нормативно-правовых актов, утвержденных правилами, нормами, стандартами в области ЧС. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки №... от 06.03.2012г. (л.д.6-10), их наличие ФИО1 не оспаривается.

Протоколом об административном правонарушении №... от 12.03.2012г. (л.д.3) в отношении ... ФИО1 и с ее участием возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Мировой судья, с выводом которого согласился судья вышестоящего суда, признал, что в действиях ... ФИО1 имеется состав вмененного правонарушения, поскольку ею не выполнены обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в частности в ... не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не принят локальный нормативный акт об организации управления в повседневной деятельности, в чрезвычайных ситуациях и в военное время с определением порядка: сбора, обработки и обмена в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; оповещения и информирования работников организации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, приемах и способах защиты от них.

Доводы о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку полномочия в области гражданской обороны переданы администрации района, судебными инстанциями проверены и признаны необоснованными, о чем в судебных актах приведены соответствующие мотивы, оснований для переоценки доказательств не имеется.

Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, характеризующие состояние защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Объективная сторона состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.

В силу п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствие с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 23 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация.

Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.24 ч.1 ст.3 Устава ..., утвержденного решением от 16.06.2009г. №..., к вопросам местного значения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории ... от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д.17).

Решением от 16.12.2010г. №... Совета МР ... (л.д.55-57) утверждено Дополнительное соглашение №... к Соглашению между органами местного самоуправления ... и МР ..., согласно ст.1 которого полномочия ... по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера переданы в ведение МР ....

Решением от 28.12.2011г. №... Совета МР ... (л.д.49) утверждено Дополнительное соглашение №... к Соглашению между ... и МР ... (л.д.50-51), которым срок действия соглашения о передаче полномочий ... по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ведение МР ... пролонгирован до 31.12.2012г.

ФИО1 избрана ... на основании Решения Совета ... от 28.03.2011г. № 4 (л.д.19).

Доводы жалобы о незаконности привлечения ФИО1 к ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ в связи с тем, что полномочия ... по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории ... от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера были переданы в соответствии с названными выше Дополнительными соглашениями №... и №... МР ..., не могут быть приняты, поскольку эти полномочия возложены на ... п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории ... от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера п.21 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Следовательно, данные полномочия федеральным законом отнесены к вопросам ведения органов местного самоуправления обоих уровней.

В силу ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В связи с чем освобождение администрации ... от обязанности, возложенной федеральным законом, путем заключения соглашений между органами местного самоуправления ... и района, представляется неправомерным.

Учитывая изложенное, Администрация ... в силу положений названного федерального закона обязана решать вопросы местного значения, связанные с организацией и осуществлением мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории ... от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, также как и администрация района, несмотря на наличие указанных Соглашений с МР ... по этому вопросу. Также в ст. 3 Устава ... от 16.06.2009г. №... (л.д.35) закреплены данные полномочия, изменения внесены не были, данное полномочие исключено не было.

Виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколом об административном правонарушении №... от 12.03.2012г., копией акта проверки №... от 06.03.2012г., копией уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д.11-12), полученного ФИО1 06.03.2012г., о чем свидетельствует ее подпись, Уставом ... от 16.06.2009г. №..., решением об избрании ФИО1 ... от 28.03.2011г. №....

Протокол об административном правонарушении и акт проверки подписаны ФИО1, возражений по поводу составления данных процессуальных документов от нее не поступало.

Вывод мирового судьи о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, является правильным, основанным на проверенных в судебном заседании доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым дана в судебном постановлении.

Юридическая оценка действиям ФИО1 по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ дана правильная. Назначенное наказание отвечает требованиям ст.4.1 КоАП РФ.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности в пределах срока давности и рассмотрения жалобы соблюден. Дело рассмотрено мировым судьей 13.04.2012г., жалоба районным судом 04.06.2012г. с участием ФИО1

Материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, нормы материального права применены правильно.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену судебных актов, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №6 по Туймазинскому району и г.Туймазы Республики Башкортостан от 13.04.2012г. и решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 04.06.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

Постановление направить заявителю для сведения.

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Р.Х. Юлдашев

Справкамировой судья Курникова И.В.районный судья Мурзакова Р.Ф.дело №...