ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-31/16 от 25.01.2016 Смоленского областного суда (Смоленская область)

4-«а»-31/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 января 2016 года г.Смоленск

Заместитель председателя Смоленского областного суда Винель А.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28.10.2015г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 16.04.2015г. ОАО «Детский мир» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28.10.2015г. указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ, законность и обоснованность решения судьи не проверялась.

В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, ставит вопрос об отмене решения судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28.10.2015г., ссылаясь на его незаконность.

ОАО «Детский мир», извещенное в соответствии с требованиями ч.2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, возражений на нее не представило.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ходе проведения Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии плановой проверки на предмет соблюдения ОСП ОАО «Детский мир» в г. Смоленске требований природоохранного законодательства должностным лицом выявлено, что в нарушение ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» Обществом в установленные сроки не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014г., формой которого является размещение отходов производства и потребления на полигоне ООО «Энергия чистоты» в соответствии с договором № ТБО/2014-068 от 31.12.2013г.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

Под размещением отходов в силу ст 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).

Этой же статьей Закона определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из п. 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» (далее - постановление N 5-П) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как указано в п. 3.2 постановления N 5-П, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона об отходах производства и потребления).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты публично-правового платежа.

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.

Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

В соответствии с п.п. 1,2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, наступает не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал.

Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014г. на момент рассмотрения жалобы в порядке ст.ст. 30.12-30.18 КоАП РФ истек.

При этом возможность обсуждения вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения при прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения нормами КоАП РФ не предусмотрена.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о наличии в действиях ОАО «Детский мир» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, обсуждению не подлежат.

В силу ч.2 ст. 30.17. КоАП РФ при рассмотрении дела изменение вступивших в законную силу постановления, либо решения по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, в сторону ухудшения положения лица, в отношении которого они вынесены, не допускается.

В этой связи, оснований для отмены или изменения решения судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28.10.2015г. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28.10.2015г., оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Смоленского областного суда А.В. Винель