ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-323/18 от 04.05.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

№ 4а-323/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 мая 2018 года г. Сыктывкар

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу Козловой Г.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми К. от 30.11.2017 № 363(ВВН)/338 и решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 26.01.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Козловой Г.А.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми К. от 30.11.2017 № 363(ВВН)/338 Козлова Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 26.01.2018 приведенное постановление оставлено без изменения.

В жалобе Козлова Г.А. просит постановление и решение по делу отменить, ссылаясь на то, что в ходе проверки МОУ «ООШ» пос. Визябож было вынесено два постановления о привлечении ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, одно из которых вынесено в отношении юридического лица (от 30.11.2017 № 388 (ВНН)/339), другое - в отношении нее, как директора указанного учреждения. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.03.2018 № А29-17115/2017 постановление от 30.11.2017 № 388 (ВНН)/339 признано незаконным и отменено. В связи с чем, по мнению заявителя, постановление в отношении нее и последующее решение суда также подлежат отмене.

Изучив материалы истребованного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 10.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

Материалами дела установлено, что на основании результатов плановой проверки, проведенной в МОУ «ООШ» п. Визябож, составленного акта проверки от 03.11.2017 № 411, протокола об административном правонарушении от 20.11.2017 (№ 363 ВВН), постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 30.11.2017 № 363(ВВН)/338 директор МОУ «ООШ» пос. Визябож Козлова Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения.

Районный суд согласился с вынесенным постановлением, оставив его без изменения, отклонив доводы жалобы Козлова Г.А. о невозможности принятия в качестве доказательства по делу результатов проверки, как полученных с нарушением требований законодательства. Указав в решении, что нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регламентирующих порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, допущено не было.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными в силу следующего.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закона № 294-ФЗ).

Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

На основании пп. 1 п. 4 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются, в том числе, наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

В то же время, в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489, в ежегодный план проведения плановых проверок предусматривает указание информации о месте (местах) фактического осуществления деятельности юридического лица, что не предусмотрено п. 1 ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ.

Вместе с тем, при формировании территориальными органами плана проведения плановых проверок не всегда известны адреса фактического осуществления деятельности юридического лица.

В этой связи территориальным органам надлежит руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и оперативно вносить необходимые изменения указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в т.ч. в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Как следует из материалов дела, проверка МОУ «ООШ» пос. Визябож включена в сводный план проверок юридических лиц и предпринимателей на 2017 год, где местом фактического осуществления деятельности указан адрес: Республика Коми, Корткеросский район, п. Визябож, ул. Школьная, д. 1.

Распоряжением Управления Россельхознадзора по Республике Коми о проведении плановой проверки от 07.09.2017 № 411 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» установлено место проведения проверки, т.е. место фактического осуществления деятельности: Республика Коми, Корткеросский район, п. Визябож, ул. Школьная, д. 1.

Распоряжением от 23.10.2017 № 472 внесены изменения в п. 2 распоряжения от 07.09.2017 № 411, где местом фактического осуществления деятельности указаны адреса: Республика Коми, Корткеросский район, п. Визябож, ул. Школьная, д. 1; п. Визябож, ул. Школьная, д. 1-а; п. Визябож, ул. Лесная, д. 13; с. Додзь, ул. Центральная, д. 87.

При этом каких-либо изменений в план проверки указанного учреждения внесено не было.

Распоряжение № 472 было вручено директору МОУ «ООШ» пос. Визябож лишь в день начала проверки, т.е. 24.10.2017.

Таким образом, проверка МОУ «ООШ» пос. Визябож проведена в нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ, что является грубым нарушением процедуры проведения проверки и не позволяет использовать результаты такой проверки в качестве доказательства нарушения обязательных требований.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми К. от 30.11.2017 № 363(ВВН)/338 и решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 26.01.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Козловой Г.А., подлежат отмене.

Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.

Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми К. от 30.11.2017 № 363(ВВН)/338 и решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 26.01.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Козловой Г.А. отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Заместитель председателя – А.В. Юдин