4а-324/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 16 апреля 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу представителя ФИО11, действующего на основании доверенности в интересах должностного лица – заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от 28.11.2017г. и решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 01.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от 28.11.2017г. должностное лицо – заместитель главы г.о. Самара – руководитель Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Решением Железнодорожного районного суда г.Самары от 01.02.2018г. постановление мирового судьи от 28.11.2017 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ФИО3, действующий на основании доверенности в интересах должностного лица – заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1 просит постановление мирового судьи и решение районного суда отменить за отсутствием состава административного правонарушения, считает, что принятие бюджетных обязательств, выраженных в заключении муниципального контракта осуществлялось в соответствии с бюджетным законодательством и муниципальными правовыми актами г.о. Самара, поскольку Бюджетным кодексом РФ предусмотрена возможность заключения такого контракта в объеме, превышающем доведенные лимиты бюджетных обязательств.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает полномочиями, в том числе по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В пункте 2 статьи 72 БК РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно статье 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой г.Самары, во исполнение поручения прокуратуры Самарской области от 06.06.2016г. №ИсРАЙнд-28008-2016/07-3 0-2016/03 проведена проверка исполнения муниципальными заказчиками бюджетного законодательства, законодательства о защите прав предпринимателей, в части, касающейся своевременной оплаты обязательств по исполненным муниципальным контрактам, и в соответствии с материалами проверки 17.04.2017г. выявлено нарушение заместителем главы г.о.Самара – руководителем Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1 требований ч.2 ст.72, ст.162, ч.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ, выразившееся в заключении 23.12.2015г. муниципального контракта с ЗАО «Межрегиональная лизинговая компания» на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 20 односекционных низкопольных трамваев для нужд г.о.Самара при отсутствии бюджетных ассигнований на исполнение принятых Департаментом транспорта администрации г.о.Самара бюджетных обязательств на 2015г. и плановый период 2016 и 2017г.г., чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.10 КоАП РФ. По факту выявленного правонарушения 05.05.2017г. заместителем председателя Контрольно-счетной палаты г.о.Самара вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и 18.05.2017г. в отношении должностного лица заместителя главы г.о.Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о.Самара ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ.
В подтверждение, что должностным лицом заместителем главы г.о.Самара – руководителем Департамента транспорта администрации г.о.Самара ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.10 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 18.05.2017г. (т.1л.д.10-19); муниципальный контракт №0342300000115001266-0209204-01 от 23.12.2015г. и дополнительные соглашения к нему (т.1л.д.22-69); сообщение о выявленном правонарушении от 17.04.2017г. (исх.№07-36-17/2) (т.1л.д.70-72); приказ Департамента финансов администрации г.о. Самара от 26.12.2012 № 305-о о внесении изменений в приказ заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента финансов администрации г.о.Самара от 13.07.2009 №68 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета г.о.Самара (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета)» (т.1л.д.73); порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи от 26.12.2012г. №305-0 (т.1л.д.74-78); заключение от 07.10.2015г. Департамента финансов Администрации г.о.Самара об отказе в согласовании проекта постановления Администрации г.о. Самара «О заключении долгосрочного муниципального контракта на оказание услуг с длительным производственным циклом» по финансированию закупки 20 единиц подвижного состава за счет средств бюджетов (т.1л.д.79-80); служебная записка от 20.11.2015г. № 06-01/895 (т.1л.д.84); сводная бюджетная роспись расходов бюджета г.о.Самара (т.1л.д.87-91); должностная инструкция заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара от 06.02.2013г. № 01/141/02 (т.1л.д.99-104); приказ о назначении ФИО1 на должность заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта Администрации г.о. Самара от 13.10.2015 №523а (т.1л.д.98); финансовое заключение контрольно-счетной палаты г.о. Самара на проект постановления Администрации г.о. Самара о внесении изменений в постановление Администрации г.о.Самара от 30.10.2015 №1213 (т.2л.д.9-10); приказ Департамента финансов администрации г.о.Самара об утверждении Порядков учета обязательств от 06.10.2014 №190-0 (т.2л.д.12-13); объяснения старших помощников прокурора г.Самары Самарской области ФИО5, ФИО6, представителей Контрольно-счетной палаты г.о.Самара ФИО7, ФИО8, допрошенных мировым судьей в качестве свидетелей, - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица – заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о.Самара ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с правилами ст.28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, подписан представителем должностного лица – заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1 – руководителем Департамента транспорта – начальником отдела финансово-экономического анализа ФИО9, действующим на основании доверенности, нарушений требований закона, влекущих признание его недопустимыми доказательством, не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, каких-либо замечаний на протокол со стороны ФИО10 не поступило. Процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать о недопустимости данного протокола в качестве доказательства, не допущено.
Довод надзорной жалобы об отсутствии в действиях заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1 состава административного правонарушения в связи с тем, что на момент заключения муниципального контракта в 2015г. бюджетные ассигнования на исполнение муниципальных программ на 2015г. и плановый период 2016,2017г.г. были предусмотрены бюджетом г.о.Самара, соответственно факт превышения поставленных бюджетных обязательств над объемами доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал и данный муниципальный контракт заключен в пределах выделенных лимитов, не состоятельны, поскольку правовое значение в данном случае имеет факт превышения доведенных лимитов на дату заключения муниципального контракта (23.12.2015г.), а не на конец текущего финансового года (2015г.) и планового периода (2016 и 2017г.г.).
ФИО1, являясь заместителем главы г.о. Самара – руководителем Департамента транспорта администрации г.о. Самара, зная, что на дату заключения Контракта (принятия бюджетных обязательств) решением Думы г.о. Самара от 24.11.2014г. №483 «О бюджете г.о.Самара Самарской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 г.г.», бюджетные ассигнования на исполнение принятых Департаментом транспорта администрации г.о.Самара бюджетных обязательств по Контракту в объеме 75 000 000,00руб. на 2015 год, 148 309 980,00 руб. на 2016 год, 148 309 980,00руб. на 2017 год не утверждены и до Департамента не доведены; при наличии заключения Департамента финансов администрации г.о. Самара от 07.10.2015г. об отказе в согласовании решения о заключении долгосрочного муниципального Контракта в связи с тем, что бюджетные ассигнования на исполнение бюджетных обязательств не запланированы, тем не менее, 23.12.2015г. заключил муниципальный контракт №0342300000115001266-0209204-01 и допустил принятие бюджетных обязательств в вышеуказанных объемах на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 г.г., превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств на 2015г. и отсутствии таких лимитов на плановый период 2016, 2017г.г. Факт отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств на момент заключения государственного контракта от 23.12.2015г. №0342300000115001266-0209204-01 подтвержден представленными финансовым органом доказательствами.
Так, заместителем главы г.о.Самара - руководителем Департамента транспорта Администрации г.о. Самара ФИО1 с ЗАО «Межрегиональная лизинговая компания» 23.12.2015г. заключен долгосрочный муниципальный контракт №0342300000115001266-0209204-01 на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 20 односекционных низкопольных трамваев для нужд г.о. Самара (далее - Контракт).
В соответствии с п.3.1 и 3.4 Контракта - цена контракта составляет 767 139 000,00руб. и выплачивается в период с 2015 по 2020г.г. Предоплата (аванс) в размере 75 000 000,00руб. выплачивается в 2015 году; 148 309 980,00 руб. в 2016 году; 148 309 980,00руб. в 2017 году; 148 309 980,00руб. в 2018 году; 148 309 980,00руб. в 2019 году; 98 899 080,00руб. в 2020 году.
Вместе с тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении, установлено судьями нижестоящих судебных инстанций, на 23.12.2015г. (дата принятия бюджетных обязательств по Контракту) Решением Думы г.о.Самара от 24.11.2014г. №483 «О бюджете г.о.Самара Самарской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017г.г.», бюджетные ассигнования на исполнение принятых департаментом транспорта Администрации г.о.Самара бюджетных обязательств по контракту в объеме 75 000 000,00руб. на 2015г., 148 309 980,00руб. на 2016 год, 148 309 980,00руб. на 2017 год не установлены, лимиты бюджетных ассигнований в размере 148 309 980,00руб. на 2016 год, 148 309 980,00руб. на 2017 год не утверждены и до Департамента не доведены. Показаниями старших помощников прокурора г.Самары Самарской области ФИО5, ФИО6, представителей Контрольно-счетной палаты г.о.Самара ФИО7, ФИО8 подтверждается, что вышеуказанным Решением Думы г.о.Самара Департаменту транспорта на выполнение муниципальной программы «Развитие городского транспорта» выделено 695 601 198,67руб., в частности, в счет покупки трамваев по данной программе на 2015 год в бюджет г.о.Самара заложено только 5 000 000,00руб. Решением Думы г.о.Самара от 27.08.2015г. №609 «О бюджете г.о.Самара на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 г.г.», сводной бюджетной росписью расходов бюджета г.о.Самара на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 г.г., заключением Департамента финансов Администрации г.о. Самара от 07.10.2015г. подтверждается, что администрации г.о.Самара отказано в согласовании Решения о заключении долгосрочного муниципального Контракта в связи с тем, что бюджетные ассигнования на исполнение бюджетных обязательств не запланированы.
В соответствии с п.2 ст.18 Решения Думы г.о. Самара от 27.12.2007 №516 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе г.о.Самара» проект бюджета составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с Решением думы г.о. Самара.
Согласно п.2.3 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета г.о.Самара (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета), утвержденного приказом заместителя главы г.о.Самара – руководителем департамента финансов администрации г.о.Самара от 26.12.2012 № 305-о (далее Порядок) лимиты бюджетных обязательств утверждаются на текущий финансовый год (на текущий финансовый год и плановый период) в размере бюджетных ассигнований, установленных решением о бюджете, за исключением публичных нормативных обязательств.
Пунктом 2.2 Порядка утверждено, что лимиты бюджетных обязательств утверждаются руководителем департамента финансов г.о. Самара одновременно с утверждением сводной росписи и должны в разрезе ведомственной структуры соответствовать ее показателям.
Пунктом 3.1 Порядка утверждено, что Департамент финансов после утверждения сводной росписи доводит лимиты бюджетных обязательств соответствующему главному распорядителю по формам согласно приложениям Порядка.
Утвержденные и доверенные на 2016 и 2017 г.г. по форме, установленной Порядком лимиты бюджетных обязательств у Департамента транспорта администрации г.о.Самара отсутствовали на момент заключения долгосрочного муниципального контракта.
В силу положений ч.3 ст. 2.1 и ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в том числе в органах местного самоуправления.
Приказом главы г.о. Самара от 13.10.2015 года ФИО1 назначен на должность руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара.
Должностной инструкции руководителя Департамента транспорта администрации г.о.Самара от 06.02.2013г. № 01/11/02, утвержденной главой г.о. Самара, предусмотрены должностные обязанности ФИО1 к числу которых отнесены распоряжение имуществом и денежными средствами Департамента в установленном порядке, принятие решений по направлению деятельности Департамента, а также установлена персональная ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Таким образом, фактические обстоятельства совершенного заместителем главы г.о.Самара – руководителем Департамента транспорта администрации г.о.Самара ФИО1 административного правонарушения в совокупности с приведенными в материалах дела доказательствами нижестоящими судебными инстанциями установлены верно и подтверждают факт принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств путем подписания 23.12.2015 года муниципального контракта на сумму 767 139 000,00руб., ответственность за которое установлена статьей 15.15.10 КоАП.
Довод ФИО1, что принятие бюджетных обязательств, выраженных в заключении муниципального контракта осуществлялось в соответствии с бюджетным законодательством и постановлением о заключении долгосрочного муниципального контракта на оказание услуг с длительным производственным циклом от 13.11.2015г. №1267 является несостоятельным, поскольку указанное постановление главы Администрации г.о.Самара противоречит вышеуказанным нормам права, определяющим порядок принятия бюджетных обязательств при заключении муниципальных контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, действия заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1 правильно квалифицированы по ст.15.15.10 КоАП РФ.
Наказание назначено в соответствии со ст.ст.3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, его имущественного положения, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.15.15.10 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 28.11.2017г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 01.02.2018г. дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым районный судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Принцип презумпции невиновности мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении и районным судьей при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу должностного лица – заместителя главы г.о.Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о.Самара ФИО1, не усматривается.
Нарушений процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся постановление и решение являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от 28.11.2017г. и решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 01.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1 оставить без изменения, надзорную жалобу представителя ФИО3, действующего на основании доверенности в интересах должностного лица – заместителя главы г.о. Самара – руководителя Департамента транспорта администрации г.о. Самара ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров