№ 4а-32/2018
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 мая 2018 года город Магадан
И.о. заместителя председателя Магаданского областного суда Лобыкин С.Н., рассмотрев жалобу министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области от 29 ноября 2017 года № 19-26/17, решение судьи Магаданского городского суда от 13 февраля 2018 года и решение судьи Магаданского областного суда от 30 марта 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 КоАП РФ, в отношении министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области ФИО1,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области ФИО2 от 29 ноября 2017 года № 19-26/17 министр дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Магаданского городского суда от 13 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Магаданского областного суда от 30 марта 2018 года, названное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В поступившей в Магаданский областной суд 25 апреля 2018 года жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления и решений и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения пунктов 2, 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 5, 6 Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных постановлением Правительства Магаданской области от 14 мая 2015 года № 313-пп, указывает, что государственный контракт был заключен в пределах срока и сумм, утвержденных постановлением Правительства Магаданской области от 19 апреля 2016 года № 296-пп, в рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», государственной программы в Магаданской области «Развитие транспортной системы Магаданской области на 2014-2022 годы», постановления Правительства Магаданской области от 19 апреля 2016 года № 296-пп.
Обращает внимание на то, что Соглашение от 24 сентября 2014 года между правительством Магаданской области и Федеральным дорожным агентством № ФДА 48/85-С о предоставлении в 2014-2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Магаданской области в рамках реализации целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» заключено 22 декабря 2015 года, а Федеральный бюджет на 2016 год был составлен и утвержден на один год и не содержал плановых показателей на следующие годы.
Указывает, что государственный контракт от 6 июня 2016 года №... является долгосрочным и его цена составляет 247 570 рублей (из них по годам в 2016 году - 19 034 руб., в 2017 году - 228 536 руб.), в связи с чем считает неправильным вывод о принятии Министерством бюджетных обязательств в размере 19 034 рублей.
Считает ошибочным вывод административного органа и судов о том, что факт не доведения Министерством себе лимитов как получателю бюджетных средств образует состав вменяемого правонарушения, полая, что установленную статьей 15.15.10 административную ответственность, направленную на предотвращение заключения государственных контрактов, не обеспеченных финансовыми средствами, влечет принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные (а не доведенные) лимиты бюджетных обязательств.
Считает ошибочным вывод административного органа и судей о том, что факт недоведения Министерством себе лимитов бюджетных обязательств как получателю бюджетных средств образует состав вменяемого правонарушения, полагая, что установленную статьей 15.15.10 КоАП РФ административную ответственность, направленную на предотвращение заключения государственных контрактов, не обеспеченных финансовыми средствами, влечет принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные (а не доведенные) лимиты бюджетных обязательств. Такие лимиты для Министерства были утверждены в соответствии с частью 1 статьи 219.1 БК РФ 1 июня 2016 года (до заключения контракта) бюджетной сметой, как следует из справки-уведомления №... от 1 июня 2016 года об изменении бюджетной росписи.
Полагает, что состав вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку на государственный контракт распространяются исключения, предусмотренные частью 3 статьи 72 БК РФ.
Определением от 26 апреля 2018 года материалы дела об административном правонарушении в отношении министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области ФИО1 истребованы в Магаданском городском суде, поступили в Магаданский областной суд 4 мая 2018 года.
По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест (часть 1 статьи 30.16 КоАП РФ).
Проверкой материалов дела об административном правонарушении, изучением доводов жалобы оснований для отмены вынесенных по делу постановления и решений не установлено.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьёй 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом;
получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом;
бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В соответствии с частью 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно Положению о Миндортрансе Магаданской области, утвержденному постановлением Правительства Магаданской области от 09 января 2014 года № 4-пп и действовавшему на момент совершения административного правонарушения, Министерство является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим функции в сфере дорожного хозяйства в пределах своей компетенции.
Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Магаданской области. Министр обеспечивает выполнение возложенных на Министерство задач и функций в соответствии с федеральным и областным законодательством, несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление функций, возложенных на Министерство (пункты 4.1, 4.3 Положения).
Распоряжением губернатора Магаданской области от 26 ноября 2014 года № 714-рк ФИО1 назначена на должность министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области с 01 декабря 2014 года.
Распоряжением губернатора Магаданской области от 09 января 2018 года № 1-рк на основании постановления губернатора Магаданской области от 14 сентября 2017 года № 172-п «О переименовании министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области и внесении изменения в постановление губернатора Магаданской области от 01 ноября 2013 года № 145» министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области ФИО1 принято считать с 01 января 2018 года министром дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.11 Положения Миндортранс Магаданской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий; осуществляет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Объем бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств определен в статье 158 БК РФ, согласно которой принятие бюджетных обязательств в полномочия главного распорядителя бюджетных средств не входит.
В силу статьи 162 БК РФ право исполнения бюджетных обязательств, а также их принятия закреплено исключительно за получателем бюджетных средств.
Таким образом, Министерство должно принимать бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов в пределах лимитов доведенных до него как до получателя бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации Государственной программы Магаданской области «Развитие транспортной системы в Магаданской области на 2014-2022 годы», утвержденной постановлением администрации от 20 ноября 2013 года № 1145-па, 6 июня 2016 года между Министерством в лице министра ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «<G>» заключен государственный контракт №... на оказание услуг по ведению авторского надзора на объекте «Строительство мостового перехода через р. <D> на км 376 + 668 автомобильной дороги «<P> - <K> - <N>» в Магаданской области» (далее - государственный контракт) (целевая статья 2820452140) на общую сумму 247 570 руб., в том числе из них с разбивкой по годам: 2016 год - 19 034 руб., 2017 год - 228 536 руб.
Согласно отчету о выполненных и оплаченных объемах дорожных работ за счет бюджетных средств, предоставляемых на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектам Российской Федерации (собственности муниципальных образований) и обязательств по долевому финансированию по соглашениям в 2016 году (по состоянию на 1 октября 2016 года), стоимость услуг в 2016 году за счет средств федерального бюджета на момент заключения контракта составляла 19 034 руб.
Таким образом, 6 июня 2016 года Министерством как получателем бюджетных средств, в соответствии с частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.11 Положения о Министерстве были приняты бюджетные обязательства по государственному контракту на общую сумму 19 034 руб.
В ходе проведенной Управлением Федерального казначейства по Магаданской области в период с 10 июля по 4 августа 2017 года в отношении Министерства выездной проверки использования средств федерального бюджета в рамках целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», а также соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок (проверяемый период - с 1 января по 31 декабря 2016 года) установлено, что 6 июня 2016 года, то есть на дату заключения государственного контракта №... лимиты бюджетных обязательств в сумме 19 034 рублей по Целевому счету 2820452140 у Министерства как получателя бюджетных средств отсутствовали.
Лимиты бюджетных обязательств на сумму 7 960 800 рублей были доведены Министерством финансов Магаданской области на лицевой счет Министерства №... (главного распорядителя бюджетных средств) 07 июня 2016 года расходным расписанием №... по целевому счету №....
Доведение лимитов Министерству как получателю бюджетных средств с лицевого счета №... на лицевой счет №... (получателя бюджетных средств) в 2016 году по целевому счету №... не осуществлялось.
Таким образом, в результате заключения 6 июня 2016 года государственного контракта Министерством были приняты бюджетные обязательства за счет средств федерального бюджета при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующей целевой статье на сумму 19 034 рублей, что свидетельствует о нарушении Министерством порядка принятия бюджетных обязательств, предусмотренного частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 27 ноября 2017 года; актом выездной проверки то 04 августа 2017 года; государственным контрактом №... от 06 июня 2016 года; распоряжением губернатора Магаданской области от 26 ноября 2014 года № 714-рк; расходным расписанием от 7 июня 2016 года №...; реестром расходных расписаний за 2016 год; Положением о Министерстве дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области, утв. постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 4-пп; должностным регламентом лица, замещающего государственную должность министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа, а также судей Магаданского городского и областного судов о наличии в действиях министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, являются правильными.
Довод жалобы о том, что государственный контракт, являясь долгосрочным, подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уже являлся предметом рассмотрения судей и правильно отклонен ими по основаниям, подробно изложенным в обжалуемых решениях.
Оснований не согласиться с суждениями судей в указанной части не имеется.
Ссылки в жалобе на постановления Правительства Магаданской области от 14 мая 2015 года № 313-пп и от 19 апреля 2016 года № 296-пп правового значения не имеют, поскольку государственный контракт может быть заключен получателем бюджетных средств только после доведения лимитов бюджетных обязательств.
Вопреки утверждению в жалобе объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, образует нарушение порядка принятия бюджетных средств, предусмотренного частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которое выражается в принятии бюджетных обязательств, превышающих доведенные лимиты, получателем бюджетных средств.
Ввиду изложенного довод жалобы об отсутствии в действиях министра ФИО1 состава административного правонарушения в связи с наличием на момент заключения государственного контракта утвержденных лимитов постановлением Правительства Магаданской области от 19 апреля 2016 года № 296-пп несостоятелен.
Доводы жалобы ФИО1 о том, что принятые министерством лимиты денежных средств на 2016 год в силу части 1 статьи 219.1 БК РФ были утверждены финансовым органом, поскольку они содержатся в справке-уведомлении №... от 01 июня 2016 года об изменении бюджетной росписи, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Понятия и термины, применяемые в БК РФ, содержатся в статье 6 данного кодекса, в соответствии с которой бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);
Частью 1 статьи 219.1 БК РФ предусмотрено, что бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Из приведенных норм следует, что бюджетная роспись - это документ, ведущийся главным распорядителем бюджетных средств, составленный в соответствии с бюджетными ассигнованиями, сводной бюджетной росписью и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств для этого главного распорядителя бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств, утверждённые для получателя бюджетных средств, вопреки доводам жалобы, бюджетная роспись не определяет.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемых постановления, решений, не установлено.
При таком положении основания для отмены обжалуемых актов отсутствуют, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области от 29 ноября 2017 года № 19-26/17, решение судьи Магаданского городского суда от 13 февраля 2018 года и решение судьи Магаданского областного суда от 30 марта 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 КоАП РФ, в отношении министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу министра дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области ФИО1 - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя
Магаданского областного суда С.Н. Лобыкин