Мировой судья Машкина Н.А. 4-А-332/2014
Судья Акулов Е.В.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Курган 29 декабря 2014 года
Председатель Курганского областного суда Уваров С.Ю., рассмотрев жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Я. на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района Курганской области от <...>, решение судьи <адрес> районного суда Курганской области от <...> по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района Курганской области от <...> государственный инспектор Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде <...>
Решением судьи <адрес> районного суда Курганской области от <...> постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Я. – без удовлетворения.
В надзорной жалобе Я., выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, считаю жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Согласно представленным материалам дела прокурором <адрес> района Курганской области, возбудившим дело в отношении Я. об административном правонарушении, государственному инспектору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Я. вменялось несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой <адрес> района Курганской области в адрес Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области было перенаправлено для рассмотрения по компетенции обращение гражданина Л.А.Г. об обнаруженных им на прилегающих территориях ЗАО «<...>» останков животных.
На основании данного обращения и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Л. <...> был издан приказ № о направлении государственных инспекторов отдела государственного ветеринарного надзора Я. и С. для проведения обследования прилегающих территорий ЗАО «<...>» и скотомогильника на предмет подтверждения достоверности фактов, изложенных в заявлении гражданина Л.А.Г.
<...> государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Я. проведено обследование прилегающей территории ЗАО «<...>» и территории вокруг здания скотомогильника, по результатам которого составлен Акт № обследования на предмет соблюдения требований законодательства РФ. Согласно акту было подтверждено наличие останков биологических отходов на прилегающей к молочно-товарной ферме бригады № ЗАО «<...>» территории и у здания скотомогильника.
В последующем в согласовании Управлению Россельхознадзора проведения внеплановой выездной проверки ЗАО «<...>» прокуратурой Курганской области было отказано в связи с выдачей <...> аналогичного согласования Управлению ветеринарии Курганской области.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 14 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа
муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач
проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Типовая форма приказа (распоряжения) о проведении плановой/внеплановой выездной проверки утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно статьям 9 и 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Внеплановая проверка, проводимая должностным лицом в отношении юридического лица, характеризуется наличием исчерпывающего перечня оснований для проведения проверки вне сроков, установленных графиком проведения плановых проверок и уведомлением юридического лица о проведении данной внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, или не уведомлением, в определенных законом случаях (ст. 10 Закона о защите юридических лиц).
При этом в силу части 5 статьи 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи (причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также возникновение угрозы причинения такого вреда), органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст. 9 Закона РФ «О ветеринарии» должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил.
Форма и содержание изданного Л. приказа № от <...> «О проведении обследования» свидетельствуют о том, что данный приказ не является приказом о проведении внеплановой проверки в отношении юридического лица ЗАО «<...>».
Согласно ч. 3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ, положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как видно из материалов дела, при проведении обследования должностные лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области не взаимодействовали с ЗАО «<...>», не возлагали на общество и его должностных лиц обязанностей по предоставлению какой-либо информации или документов, относящихся к деятельности общества, от должностных лиц и представителей общества не отбирались какие-либо объяснения по факту обнаружения останков животных на прилегающих территориях и скотомогильнике ЗАО «<...>»; по результатам осмотра территорий акта проверки по утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 типовой форме, органом государственного контроля (надзора) не составлялось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО «<...>» Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области не проводилась, выполненное должностными лицами Управления Россельхознадзора мероприятие не подпадает под понятие проверки в том смысле, который данному понятию придает Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В связи с этим предварительного согласования проводимого мероприятия с органами прокуратуры не требовалось, следовательно, действия Я. не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района Курганской области от <...>г., решение судьи <адрес> районного суда Курганской области от <...>г. нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием в действиях государственного инспектора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Я. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района Курганской области от <...>, решение судьи <адрес> районного суда Курганской области от <...> о привлечении Я. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде <...>, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Я. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Председатель суда С.Ю.Уваров
Копия верна