ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-333/19 от 27.05.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№ 4А-333/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 мая 2019 года г. Симферополь

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Крым Скляров В.Н., рассмотрев в порядке ст. 30.16 КоАП РФ жалобу генерального директора Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым «Управление жилищно-коммунального хозяйства» ФИО1 на решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 20.03.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым «Управление жилищно-коммунального хозяйства»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 10.01.2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП Ленинского района Республики Крым «Управление ЖКХ» в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 20.03.2019 года постановление судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 10.01.2019 года отменено. Дело о привлечении МУП Ленинского района Республики Крым «Управление ЖКХ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ возращено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд Республики Крым.

В жалобе, принятой в порядке ст. 30.15. КоАП РФ, генеральный директор МУП Ленинского района Республики Крым «Управление ЖКХ» ФИО1 просит отменить решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 20.03.2019 года.

Требования мотивированы тем, что при рассмотрении дела судом не полностью исследованы фактические обстоятельства дела, сделаны неверные выводы, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и допущены нарушения норм материального и процессуального права, считает, что дело рассмотрено неполно, необъективно, постановленными при неполном установлении всех обстоятельств по делу, при ненадлежащей оценке доказательств, в связи, с чем принятое по делу судебное решение подлежит отмене.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанной жалобы и отмены судебного решения.

Как следует из части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

В соответствии со статьей 75 Закона N 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель. В качестве обязательного признака объективной стороны указанного правонарушения способ порчи земель в результате внесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов.

Часть 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением Администрации Ленинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 19.05.2015 года №17/2015 для размещения отходов под полигон ТКО в пгт. Ленино, выделен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно Приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Крым «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» № 1064 от 31.05.2018 года земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м передан МУП Ленинского района Республики Крым «Управление ЖКХ» в постоянное (бессрочное) пользование для размещения полигона ТКО Ленино.

Решением 61 сессии 1 созыва Ленинского района совета «О даче согласия МУП ЛР РК «Управление ЖКХ» на начало работ по выполнению проектносметной документации «Реконструкция существующего полигона ТБО (ТКО) «Ленино» <адрес> Республики Крым в современный объект размещения ТБО (ТКО) с увеличением емкости, последующим закрытием и рекультивацией» от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие на проведение МУП Ленинского района РК «Управление ЖКХ» работ по реализации проектно-сметной документации Республики Крым в современный объект размещения ТБО (ТКО) с увеличением ёмкости, последующим закрытием и рекультивацией».

Согласно Договора публичного сервитута земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <адрес> Республики Крым и МУП Ленинского района РК «Управление ЖКХ», собственник предоставляет право срочного ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, на территории Ильичевского сельского поселения, пользователю для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских работ.

Специалистами ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция», а также специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ставропольскому краю», совместно со специалистами отдела надзора Восточного региона Управления на участках, находящихся за границами действующего полигона ТКО, отобраны пробы отходов производства и потребления, и почвы на предмет загрязнения продуктами распада отходов.

По результатам лабораторных исследований проб отходов, отобранных ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» в ходе обеспечения 29.08.2018 года рейдового мероприятия на территории, прилегающей к полигону ТКО «Ленино», <адрес>, на основании анализа компонентного (морфологического) состава отходов определено, что наибольший процент в исследуемых пробах отходов составляют полимерные материалы, камень, грунт, пластмасса.

Согласно Экспертному заключению ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» по результатам лабораторных исследований проб почвы, отобранных в ходе обеспечения рейдового мероприятия на территории, прилегающей к полигону ТКО «Ленино», <адрес> от 29.08.2018 года, выявлено превышение нормативов ПДК по загрязняющим веществам – сера в 160,0 раз; медь в 3,0 раза, цинк в 23 раза.

Также, по сравнению с фоновой пробой, выявлено более высокое содержание загрязняющих веществ – нефтепродукты, сульфат ионы, свинец, никель.

Согласно Экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ и ЮФО» ЦЛАТИ по Ставропольскому краю» по результатам лабораторных исследований проб отходов, отобранных в ходе обеспечения рейдового мероприятия на территории, прилегающей к полигону ТКО «Ленино», <адрес> от 20.09.2018 года выявлено превышение фоновой пробы по загрязняющим веществам – нефтепродукты, фосфат-ион, хлорид-ион, нитрат-ион, сульфат-ион, марганец.

В соответствии с представленными данными ООО «СБ», площадь загрязняющего земельного участка, прилегающего к полигону ТКО «Ленино», составляет кв.м.

На основании изложенного, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальником Отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю ФИО3 20.11.2018 года в отношении МУП Ленинского района Республики Крым «Управление ЖКХ» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за то, что последнее посредствам ненадлежащей эксплуатации земельного участка прилегающего к полигону ТКО в пгт. Ленино, допустило засорение прилегающей территории, а именно, земельного участка с кадастровым номером , площадь загрязнения которого составляет <данные изъяты> кв.м., что привело к порче земель.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения МУП Ленинского района Республики Крым «Управление ЖКХ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции являются преждевременными.

Так как материалы дела свидетельствуют о том, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю при участии оперуполномоченного ОЭБиПК ОМВД России по Ленинскому району лейтенанта полиции ФИО4 было проведено рейдовое обследование полигона ТКО «Ленино» и прилегающей к нему территории.

В ходе указанного выше рейдового обследования установлено, что за границами полигона ТКО «Ленино» на прилегающей территории расположены несанкционированные свалки отходов, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 04-05-217/2018, к которому приложена фототаблица.

По результатам изучения фототаблицы, а именно, снимков № 3,4,5,6,8,9 установлено, что на них зафиксирован земельный участок, на котором находится значительные объемы твердых бытовых отходов.

При этом ни сам Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 04-05-217/2018, ни указанная выше фототаблица не содержат сведений относительно того, на каком земельном участке расположены твёрдые бытовые отходы, зафиксированные на фото, а именно, является ли это территорией полигона ТКО «Ленино», либо это прилегающая к полигону территория.

Также, судья Верховного Суда Республики Крым указал, что при рассмотрении дела не были предприняты все необходимые меры по вызову и допросу в судебном заседании оперуполномоченного ОЭБиПК ОМВД России по Ленинскому району лейтенанта полиции ФИО4 для определения точного места нахождения твердых бытовых отходов, зафиксированных на снимках фототаблицы к Акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 04-05-217/2018.

Таким образом, вывод суда первой инстанции сделан преждевременно, при отсутствии полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, без должной оценки указанных выше обстоятельств, а также при прекращении производства по делу, не предприняты все необходимые меры по вызову и допросу свидетеля для определения точного места нахождения твердых бытовых отходов.

Данные нарушения, в соответствии с требованиями КоАП РФ, не позволили суду апелляционной инстанции восполнить пробелы, допущенные судом первой инстанции, в связи с чем, судья апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отмене судебного решения суда первой инстанции и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение для установления всех имеющих значение обстоятельств по делу и принятия решения в соответствии с требованиями КоАП РФ, поскольку принятое судом первой инстанции постановление о прекращении производства по делу является преждевременным.

Учитывая изложенное, обжалуемое судебное решение должным образом мотивировано, вынесено на основании установленных обстоятельств, которым дана надлежащая и правильная правовая оценка с подробным изложением норм действующего законодательства и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, которые могут послужить основанием для отмены судебного решения не допущено.

Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд соглашается с выводом суда апелляционной инстанции об отмене постановления судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 10.01.2019 года и направлении дела на новое рассмотрение, учитывая, что допущенные при разрешении дела об административном правонарушении нарушения являются существенными и исключают законность принятого по делу постановления.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения соответствующей жалобы, протеста выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.16, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 20.03.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым «Управление жилищно-коммунального хозяйства» оставить без изменения, а жалобу генерального директора Муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым «Управление жилищно-коммунального хозяйства» ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель Председателя суда В.Н. Скляров