ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-335/2014 от 22.08.2014 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

 4а-335/2014

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 город Якутск 22 августа 2014 года

 Заместитель председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н. рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Верховного суда РС(Я) от _______ и постановление Мирнинского районного суда от 15.04.2014, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением Мирнинского районного суда от 15 апреля 2014 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.

 Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.

 В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), ФИО1 просит изменить судебные акты, исключить наказание в виде административного выдворения, ссылаясь на угрозу своей личной безопасности на территории Украины.

 Проверив материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы, оснований для отмены судебных актов по делу об административном правонарушении не усматриваю, однако считаю их подлежащим изменению по следующим основаниям.

 Частью 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ) предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

 Из материалов дела усматривается, что 15.04.2014 в ходе проверки по контролю за соблюдением режима пребывания иностранных граждан в РФ, была выявлена гражданка Республики Украина ФИО1, не имеющая документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации.

 ФИО1 находилась на территории РФ по истечении максимального разрешенного срока пребывания, не имея законных оснований для дальнейшего нахождения на территории Российской Федерации, в нарушение требований ст. 5 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонилось от выезда из Российской Федерации, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается достаточной совокупностью собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

 Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

 Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности не имеется.

 Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

 Вместе с тем, при проверке постановления в части назначения наказания в виде административного штрафа и выдворения за пределы Российской Федерации, суд не может ограничиваться установлением только формальных оснований применения норм законодательства и должен исследовать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием для признания такого рода наказания необходимым и соразмерным.

 В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 Кроме того, в соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 04.11.1950 лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

 Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

 В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.

 В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

 Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от _______ N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания".

 Из материалов дела видно, что ФИО1 проживала и работала в .......... на Украине.

 В настоящее время в указанной части Украины ведутся боевые действия в связи с чем, в случае выдворения ФИО1, ее жизни угрожает опасность.

 При таких обстоятельствах считаю возможным исключить административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

 На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 ПОСТАНОВИЛ:

 Надзорную жалобу ФИО1 - удовлетворить частично.

 Постановление Мирнинского районного суда от 15 апреля 2014 года и решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2014 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из них указание на назначение ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

 В остальной части названные судебные постановления оставить без изменения.

 Заместитель председателя

 Верховного суда РС (Я)     А.Н. Седалищев