ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-336 от 05.07.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

4а-336

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заместитель председателя Архангельского областного суда Верещагин Г.С., рассмотрев жалобу директора департамента городского хозяйства администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского судебного района города Архангельска от 15 февраля 2019 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 24 апреля 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского судебного района города Архангельска от 15 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 24 апреля 2019 года, директор департамента городского хозяйства администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

ФИО1 в надзорной жалобе просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, считая их незаконным.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, и рассмотрев доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу судебные акты подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению.

Статьей 5.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.

Материалами дела установлено, что26 октября 2018 года ФИО12 обратился в департамент градостроительства администрации МО «Город Архангельск» с запросом о предоставлении информации в отношении двухэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а именноо том, с кем заключен договор подряда на снос указанного дома и утилизацию строительного мусора, сроке осуществления мероприятий и опривлечении к ответственности подрядчика в случае нарушения сроков и порядка утилизации строительного мусора.

Указанный запрос ФИО12 был перенаправлен для рассмотрения по существу в департамент городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск».

26 ноября 2018 года директором департамента городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» ФИО1 заявителю дан ответ об организации, выполняющей работы по сносу указанного жилого дома.

25 января 2019 года постановлением заместителя прокурора города Архангельска в отношении ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 КоАП РФ.

ФИО1 вменялось то, что онв нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статей 6, 8, 11 и 19 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» неправомерно отказал заявителю ФИО12 в предоставлении информации о деятельности администрации МО «Город Архангельск»:о сроке выполнения мероприятий по сносу жилого дома подрядной организацией (ООО «Норд Строй») и о привлечении еек ответственности.

При рассмотрении дела мировой судья посчитал, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении,и имеющиеся в материалах доказательства бесспорно свидетельствуют о вине ФИО1 во вмененном правонарушении.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда согласился с позицией мирового судьи.

Вместе с тем приведенные выводы судов являются ошибочными.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ судья при разбирательстве по делу об административном правонарушении должен установить фактические и юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ).

Статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами (часть 1); им не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также к информации - за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну, - о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (часть 4); при этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5).

Действие Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

В силу пункта 6 статьи 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос.

Из материалов дела следует, что ФИО12, проживающий по адресу: <адрес>, обратился в администрацию МО «Город Архангельск» с запросом о предоставлении сведений о ходе работ по сносу соседнего жилого дома 179 по проспекту Новгородский, при этом просил сообщить ему наименование подрядной организации, с которой заключен договор на снос указанного жилого дома и утилизацию строительного мусора, срок исполнения данных работ и сведения о привлечении подрядной организации к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора подряда.

Обращение ФИО12 рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением тридцатидневного срока, установленного статьей 18Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», заявителю дан ответ, отвечающий требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В частности в ответе заявителю сообщено о том, что деятельность по расселению и сносу аварийных многоквартирных жилых домов осуществляет департамент городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск», здание по адресу:проспект Новгородский, дом 179 полностью расселено, работы по его сносу выполняет на безвозмездной основе ООО «Норд Строй» в рамках договора подряда, результаты работбудут приняты при условии полного освобождения земельного участка от строительных отходов.

Принимая во внимание, что информация, вытекающая из договора подряда, заключенного администрацией МО «Город Архангельск» и ООО «Норд Строй», содержит сведения о деятельности, как органа местного самоуправления, так и сведения экономического характера, позволяющие судить о деятельности ООО «Норд Строй», являющегося коммерческой организацией, указанная информация является информацией открытого доступа только в части, касающейся деятельности администрации как стороны договора и такая информация былапредоставлена ФИО12

Что касается сведений о привлечении ООО «Норд Строй» к какой-либо ответственности, то они не относятся к информации о деятельности органа местного самоуправления согласно нормам Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и в данном конкретном случае не затрагивают права и законные интересы самого ФИО12

Учитывая изложенное, а также то, что ФИО12 было реализовано право на обращение с целью получения информации, обращение рассмотрено и на него дан ответ в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», выводы судей о совершении должностным лицом ФИО1 действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 КоАП РФ, являются неправильными, сделанными без учета приведенных выше положений законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса.

Поскольку допущенные судьями нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17, статьями 30.18 и 30.19 КоАП РФ,

постановил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского судебного района города Архангельска от 15 февраля 2019 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 24 апреля 2019 года, вынесенные в отношении директора департамента городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 КоАП РФ,отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель председателя Г.С. Верещагин