ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-336/19 от 23.09.2019 Томского областного суда (Томская область)

№ 4а – 336/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 сентября 2019 года г. Томск

Заместитель председателя Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев жалобу защитника Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска Плетенкиной Марии Николаевны на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Томской области от 29.01.2019, решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 14.06.2019 и решение судьи Томского областного суда от 22.07.2019, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Томской области от 29.01.2019 Департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска (далее – Департамент) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 14.06.2019 постановление должностного лица изменено: указано, что правонарушение совершено Департаментом в период с 31.05.2017 по 15.10.2018. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Томского областного суда от 22.07.2019 постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения.

В жалобе защитник Департамента - Плетенкина М.Н. выражает несогласие с постановлением должностного лица, решениями судов, просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что Департамент не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое должны нести индивидуальный предприниматель К., администрация г. Томска, либо Департамент городского хозяйства или дорожной деятельности благоустройства администрации г. Томска. Полагает, что нарушение положений Закона Российской Федерации «О недрах», Водного кодекса Российской Федерации, «Правил охраны подземных водных объектов», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 94 от 11.02.2016, «Правил охраны недр», утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России № 71 от 06.06.2003, СП 31.13330.2012 незаконно вменены в вину Департаменту, поскольку их положения распространяются на субъектов предпринимательской деятельности и недропользователей, к которым Департамент не относится. Считает, что судья Томского областного суда должен был признать смягчающими обстоятельствами факт первичного совершения Департаментом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принятие мер по выделению из бюджета муниципального образования «Город Томск» денежных средств, с целью осуществления мероприятий по тампонажу скважин.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы защитника Департамента - Плетенкиной М.Н., оснований для ее удовлетворения не усматриваю.

В соответствии со ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законом Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 (далее – Закон «О недрах») регулируются отношения, возникающие в связи с геологическим, использованием и охраной недр территории российской Федерации.

Согласно ст. 22 данного Закона пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Статья 23 Закона «О недрах» устанавливает, что к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр отнесено, в том числе недопущение самовольного пользования недрами (п. 1 ч. 1); обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр (п.2); предотвращение загрязнения недр (п. 8 ч. 1); соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9); предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадках подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения (п. 1 ч. 1) (п. 4 «Правил охраны недр», утвержденных постановлением Федерального гонного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71 закреплены аналогичные требования по рациональному использованию и охране недр).

В силу ст. 26 Закона «О недрах» при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации – также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации (п. 153 «Правил охраны недр», закреплены аналогичные требования ликвидации и консервации объектов, связанных с пользованием недрами).

Согласно ч. 1, 2, 4 ст. 59 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать объекты размещения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.

В соответствии с пп. «а, б, з» п. 2 «Правил охраны подземных водных объектов», утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 11.02.2016 № 94, охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. (утвержденный Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14): п. 8.7 в зависимости от местных условий и оборудования устье скважины следует располагать в наземном павильоне или поземной камере, п. 8.8 габариты павильона и подземной камеры в плане следует принимать из условия размещения в нем электродвигателя, электрооборудования и контрольно-измерительных приборов (КИП), высоту надземного павильона и подземной камеры следует принимать в зависимости от габаритов оборудования, но не менее 2,4 метра, п. 8.9 верхняя часть эксплуатационной колонны труб должна выступать над полом не менее чем на 0,5 метров, п. 8.10 конструкция оголовка скважины должна обеспечивать полную герметизацию, исключающую проникание в межтрубное и затрубное пространства скважины поверхностной воды и загрязнений.

Из представленных материалов дела следует, что в период с 31.05.2017 по 15.10.2018 Департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, расположенный по адресу: г. Томск, пер. Плеханова, 4, в нарушение п. 1, 2, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 23, 26 Закона Российской Федерации «О недрах», ч. 1, 2, 4 ст. 59 Водного кодекса Российской Федерации, пп. «а, б, з» п. 2 «Правил охраны подземных водных объектов» (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94), п. 4, 153 «Правил охраны недр» (утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71), п. 8.7, 8.8, 8.9, 8.10 СП 31.13330.2012 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 0.04.02-84* (утвержденный Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14) допустил свободный доступ к земельному участку (кадастровый номер /__/), расположенному по адресу: /__/ и к водозаборной скважине (инвентарный номер /__/, расположенной по адресу: /__/), в результате чего в период с 01.06.2006 по 31.08.2018 индивидуальным предпринимателем К. из указанной скважины, без получения лицензии на пользование недрами, осуществлялась добыча подземных вод, сама скважина не была оборудована герметизирующим оголовком, не законсервирована, а территория земельного участка, на котором она располагалась, не была огорожена, поросла травой, кустарниками, была завалена отходами производства и потребления, досками, то есть своим бездействием Департамент совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Департаментом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № Н-013 от 14.01.2019 (т. 1 л.д. 4 административного материала); письмом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области № 3108 от 13.07.2018 (т. 1 л.д. 22-23 административного материала); заявлением О. от 08.06.2018 о незаконной добыче ИП К. подземных вод из скважин, расположенных по адресу: /__/ (т. 1 л.д. 24 административного материала); актом рейдового осмотра территории (акватории) № Н-326-р от 03.08.2018 с фототаблицей (т. 1 л.д. 25-37 административного материала); письмом директора МБУ «Томский городской центр инвентаризации и учета» от 10.08.2018 (т. 1 л.д. 40-41 административного материала); свидетельством от 31.10.2011 о государственной регистрации права собственности Муниципального образования «Город Томск» на здание водонасосной станции (ВНС) по адресу: /__/, инвентарный номер /__/ (т. 1 л.д. 42 административного материала); свидетельствами о государственной регистрации права, согласно которым собственником резервуаров по адресу: /__/ является Муниципальное образование «Город Томск» (т. 1 л.д. 49, 58, 67, 77 административного материала); актом осмотра объектов муниципальной собственности, расположенных по адресам: /__/ от 01.08.2018 (т. 1 л.д. 111-112 административного материала); актом обследования земельного участка от 03.08.2018 с приложенной фототаблицей (т. 1 л.д. 113-114 административного материала); выпиской из Реестра муниципальной собственности от 08.08.2018 № 9880/1, согласно которой земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/ и водозаборная скважина, расположенная по адресу: /__/, находятся на балансе в муниципальной имущественной казне г. Томска (т. 1 л.д. 115 административного материала); выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, согласно которой земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/ является собственностью Муниципального образования «Город Томск» (т. 1 л.д. 116-122 административного материала); актом проверки № Н-374-в от 15.10.2018 с приложением решения об исправлении опечаток от 16.10.2018 (т. 1 л.д. 123-128 административного материала); актами обследования территории № Н-374-вТ от 18.09.2018, № Н-374-в/2 от 08.10.2018 с приложенной фототаблицей (т. 1 л.д. 129-159 административного материала); характеристикой скважин и учетных карточек буровых скважин № Т-02022 № Т-7 02163, согласно которой данные скважины расположены на земельном участке по адресу: /__/, оборудованы на водоносный горизонт палеогеновых отложений Новомихайловской свиты (т. 1 л.д. 173-177 административного материала); учетными карточками на буровые скважины № Т-02022, Т-02163 (т. 1 л.д. 181-184 административного материала); положением о Департаменте управления Муниципальной собственностью Администрации г. Томска, утвержденным решением Думы Города Томска от 30.10.2007 № 683 (т. 1 л.д. 185-190 административного материала); представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № Н-013 от 29.01.2019 (т. 1 л.д. 267-268 административного материала) и иными исследованными по делу доказательствами.

Данные доказательства оценены должностным лицом и судьями по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в совокупности друг с другом, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

При таких обстоятельствах действия Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска правильно квалифицированы по ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований сомневаться в выводах должностного лица и судей не имеется.

Доводы жалобы о том, что Департамент не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, нарушение положений Закона Российской Федерации «О недрах», Водного кодекса Российской Федерации, «Правил охраны подземных водных объектов», «Правил охраны недр» ему вменены незаконно, являлся предметом тщательного рассмотрения должностного лица и судьи Томского областного, однако своего объективного подтверждения не нашли, в связи с чем, правильно были отвергнуты как несостоятельные, направленные на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для которой не имелось. Постановление должностного лица и решение судьи Томского областного суда в данной части являются законными, обоснованными, мотивированными и, вопреки утверждению защитника, сомнений в правильности не вызывают.

Вопреки доводам жалобы, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться любые граждане, должностные лица и юридические лица, действие (бездействие) которых образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Утверждение защитника о том, что ответственность за вмененное Департаменту административное правонарушение должны нести индивидуальный предприниматель К., администрация г. Томска, Департамент городского хозяйства или дорожной деятельности благоустройства администрации г. Томска не может являться предметом рассмотрения настоящей жалобы, поскольку постановление и решения по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и не могут содержать выводов о виновности либо невиновности иных лиц, производство в отношении которых не осуществлялось. Иное означало бы выход за рамки установленного ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предмета доказывания по делу об административном правонарушении.

Ссылка защитника в жалобе на то, что в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства судами не было признано совершение Департаментом административного правонарушения впервые, не является основанием для изменения судебных актов, поскольку указанное обстоятельство, согласно положениям ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежащих обязательному учету при назначении административного наказания.

При этом, вопреки доводу жалобы, судья Томского областного суда, правильно не признал смягчающим обстоятельством и принятие Департаментом мер, направленных на недопущение угрозы возникновения чрезвычайной ситуации при использовании водозаборной скважины, выразившееся в издании администрацией г. Томска решения № 16 от 11.07.2019, поскольку данное обстоятельство имело место быть уже после совершения Департаментом вмененного ему административного правонарушения.

Административное наказание назначено Департаменту управления муниципальной собственностью администрации г. Томска в минимальных пределах санкции ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные доводы, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях Департамента состава вмененного ему административного правонарушения либо могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судебных инстанций, вжалобе защитником не приведены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Постановление о привлечении Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены либо изменения, не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Томского областного суда

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Томской области от 29.01.2019, решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 14.06.2019 и решение судьи Томского областного суда от 22.07.2019, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, оставить без изменения, жалобу защитника Плетенкиной Марии Николаевны – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Томского областного суда С.А.Воротников