ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-33/2018 от 22.05.2018 Магаданского областного суда (Магаданская область)

№ 4а-33/2018

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

И.о. заместителя председателя Магаданского областного суда Лобыкин С.Н., рассмотрев жалобу Сычевой Н.М. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Магаданской области от 29 ноября 2017 года № 19-26/15, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 25 января 2018 года и решение судьи Магаданского областного суда от 16 марта 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Сычевой Н.М. ,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области от 29 ноября 2017 года № 19-26/15 министр дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Сычева Н.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Магаданского городского суда от 25 января 2018 года и решением судьи Магаданского областного суда от 16 марта 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалобы Сычевой Н.М. - без удовлетворения.

В поступившей в Магаданский областной суд 25 апреля 2018 года жалобе Сычевой Н.М. поставлен вопрос об отмене состоявшихся постановления, решений и прекращении производства по делу в связи с нарушением норм материального права.

В обоснование жалобы, ссылаясь на положения пунктов 2, 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 5, 6 Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных постановлением Правительства Магаданской области от 14 мая 2015 года № 313-пп, указывает, что государственный контракт был заключен в пределах срока и сумм, утвержденных постановлением Правительства Магаданской области от 19 апреля 2016 года № 296-пп, в рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», государственной программы в Магаданской области «Развитие транспортной системы Магаданской области на 2014-2022 годы», постановления Правительства Магаданской области от 19 апреля 2016 года № 296-пп.

Обращает внимание на то, что Соглашение от 24 сентября 2014 года между правительством Магаданской области и Федеральным дорожным агентством № ФДА 48/85-С о предоставлении в 2014-2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Магаданской области в рамках реализации целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» заключено 22 декабря 2015 года, а Федеральный бюджет на 2016 год был составлен и утвержден на один год и не содержал плановых показателей на следующие годы.

Заключенный Министерством контракт является долгосрочным и его цена составляет 130 743 123,38 рубля (из них по годам в 2016 году - 10 063 386,82 рубля, в 2017 году - 120 679 737,46 рубля), в связи с чем вывод административного органа и судей о принятии министерством дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области (далее по тексту - Министерство, Миндортранс Магаданской области) бюджетных обязательств в размере - 9 399 706 рублей неверен.

Считает ошибочным вывод административного органа и судей о том, что факт недоведения Министерством себе лимитов обязательств как получателю бюджетных средств образует состав вменяемого правонарушения, полагая, что установленную статьей 15.15.10 КоАП РФ административную ответственность, направленную на предотвращение заключения государственных контрактов, не обеспеченных финансовыми средствами, влечет принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные (а не доведенные) лимиты бюджетных обязательств. Такие лимиты для Министерства были утверждены в соответствии с частью 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации 1 июня 2016 года (до заключения контракта) бюджетной сметой, как следует из справки-уведомления № 5 от 1 июня 2016 года об изменении бюджетной росписи.

Полагает, что состав вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку на государственный контракт распространяются исключения, предусмотренные частью 3 статьи 72 БК РФ.

Определением от 28 апреля 2018 года материалы дела об административном правонарушении в отношении Сычевой Н.М. истребованы в Магаданском городском суде, поступили в Магаданский областной суд 04 мая 2018 года.

Проверкой материалов дела об административном правонарушении, рассмотрением доводов жалобы оснований для отмены вынесенных по делу постановления и решений не установлено.

Статьей 15.15.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В соответствии со статьёй 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.

В силу статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом;

получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом;

бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В соответствии с частью 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно Положению о Миндортрансе Магаданской области, утвержденному постановлением Правительства Магаданской области от 09 января 2014 года № 4-пп и действовавшему на момент совершения административного правонарушения, Министерство является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим функции в сфере дорожного хозяйства в пределах своей компетенции.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Магаданской области. Министр обеспечивает выполнение возложенных на Министерство задач и функций в соответствии с федеральным и областным законодательством, несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление функций, возложенных на Министерство (пункты 4.1, 4.3 Положения).

Распоряжением губернатора Магаданской области от 26 ноября 2014 года № 714-рк Сычева Н.М. назначена на должность министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области с 01 декабря 2014 года.

Распоряжением губернатора Магаданской области от 09 января 2018 года № 1-рк на основании постановления губернатора Магаданской области от 14 сентября 2017 года № 172-п «О переименовании министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области и внесении изменения в постановление губернатора Магаданской области от 01 ноября 2013 года № 145» министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Сычеву Н.М. принято считать с 01 января 2018 года министром дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области.

В соответствии с пунктами 3.3, 3.11 Положения Миндортранс Магаданской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий; осуществляет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Объем бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств определен в статье 158 БК РФ, согласно которой принятие бюджетных обязательств в полномочия главного распорядителя бюджетных средств не входит.

В силу статьи 162 БК РФ право исполнения бюджетных обязательств, а также их принятия закреплено исключительно за получателем бюджетных средств.

Таким образом, Министерство должно принимать бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов в пределах лимитов, доведенных до него как до получателя бюджетных средств.

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Магаданской области в период с 10 июля 2017 года по 04 августа 2017 года на основании приказов от 07 июля 2017 года № 308, от 31 июля 2017 года № 341, пункта 18 Плана контрольных мероприятий УФК по Магаданской области на 2017 год в Министерстве проведена выездная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», а также соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок. Проверяемый период - с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

В ходе проверки установлено, что Министерством 23 мая 2016 года был заключен государственный контракт (далее - Контракт) №... с ООО «СМУ-6» на выполнение работ по строительству мостового перехода через р. Дэкдэкэн на 367+668 км автомобильной дороги «Палатка-Кулу-Нексикан» в Магаданской области (Целевая статья 2820452140) на общую сумму 130 743 123,38 рубля, в том числе из них в разбивке по годам: 2016 год - 10 063 386,24 рубля, 2017 год - 120 679 737,14 рубля.

Согласно отчету о выполненных и оплаченных объемах дорожных работ за счет бюджетных средств, предоставляемых на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектам Российской Федерации (собственности муниципальных образований) и обязательств по долевому финансированию по соглашению в 2016 году (по состоянию на 01.10.2016) стоимость работ в 2016 году за счет средств федерального бюджета составила 9 399 706,00 рублей.

Таким образом, 23 мая 2016 года Министерством за счет средств федерального бюджета были приняты бюджетные обязательства по Контракту на общую сумму 9 399 706,00 рублей.

Однако на дату заключения Контракта от 23 мая 2016 года, лимиты бюджетных обязательств в сумме 9 399 706,00 рублей по ЦС 28204552140 у Министерства, как у получателя бюджетных средств, отсутствовали, так как они были доведены Министерством финансов Магаданской области на лицевой счет главного распорядителя средств областного бюджета №... Министерства:

- 07 июня 2016 года расходным расписанием № 12 по ЦС 2820452140 на сумму 7 960 800,00 рублей;

- 12 июля 2016 года расходным расписанием № 6 по ЦС 2820452140 на сумму 1 828 600,00 рублей.

Как получателю бюджетных средств с л/с №... на л/с №... в 2016 году Министерством доведение лимитов бюджетных обязательств по ЦС 2820452140 не осуществлялось.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 19-26/15 от 27 ноября 2017 года, планом контрольных мероприятий УФК по Магаданской области на 2017 год; приказом руководителя УФК по Магаданской области о назначении и проведении выездной проверки от 07 июля 2017 года № 308; служебной запиской от 31 июля 2017 года; приказом и.о. руководителя УФК по Магаданской области о продлении выездной проверки от 31 июля 2017 года № 341; актом выездной проверки от 04 августа 2017 года Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области; копией государственного контракта № 0347200001416000375 от 23 мая 2016 года; отчетом о выполненных и оплаченных объемах дорожных работ за счет бюджетных средств в 2016 году; отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03472250050 на 01 января 2017 года; расходным расписанием № 12 от 07 июня 2016 года; расходным расписанием № 6 от 12 июля 2016 года; распоряжением губернатора Магаданской области от 26 ноября 2014 года № 714-рк о назначении Сычевой Н.М., и иными материалами дела.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа, а также судей Магаданского городского и областного судов о наличии в действиях министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Сычевой Н.М. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, являются правильными.

Довод жалобы о том, что государственный контракт, являясь долгосрочным, подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уже являлся предметом рассмотрения судей и правильно отклонен ими по основаниям, подробно изложенным в обжалуемых решениях.

Оснований не согласиться с суждениями судей в указанной части не имеется.

Ссылки в жалобе на постановления Правительства Магаданской области от 14 мая 2015 года № 313-пп и от 19 апреля 2016 года № 296-пп правового значения не имеют, поскольку государственный контракт может быть заключен получателем бюджетных средств только после доведения лимитов бюджетных обязательств

Вопреки утверждению в жалобе объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, образует нарушение порядка принятия бюджетных средств, предусмотренного частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которое выражается в принятии бюджетных обязательств, превышающих доведенные лимиты, получателем бюджетных средств.

Ввиду изложенного довод жалобы об отсутствии в действиях министра Сычевой Н.М. состава административного правонарушения в связи с наличием на момент заключения государственного контракта утвержденных лимитов постановлением Правительства Магаданской области от 19 апреля 2016 года № 296-пп несостоятелен.

Доводы жалобы Сычевой Н.М. о том, что принятые Миндортрансом Магаданской области в 2016 и 2017 годах обязательства находятся в пределах утверждённых лимитов денежных средств на 2016 год, о чём в соответствии с частью 1 статьи 219.1 БК РФ свидетельствует справка-уведомление № 5 от 01 июня 2016 года об изменении бюджетной росписи, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

Понятия и термины, применяемые в БК РФ, содержатся в статье 6 данного кодекса, в соответствии с которой бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

Частью 1 статьи 219.1 БК РФ предусмотрено, что бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Из приведенных норм следует, что бюджетная роспись - это документ, ведущийся главным распорядителем бюджетных средств, составленный в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утверждёнными сводной бюджетной росписью и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств для этого главного распорядителя бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств, утверждённые для получателя бюджетных средств, вопреки доводам жалобы, бюджетная роспись не определяет.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях Сычевой Н.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемых постановления и решений, не установлено.

При таком положении основания для отмены обжалуемых актов отсутствуют, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

постановление заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Магаданской области от 29 ноября 2017 года № 19-26/15, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 25 января 2018 года и решение судьи Магаданского областного суда от 16 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Сычевой Н.М. оставить без изменения, жалобу Сычевой Н.М. - без удовлетворения.

И.о. заместителя председателя

Магаданского областного суда С.Н. Лобыкин