ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-341/17 от 09.10.2017 Астраханского областного суда (Астраханская область)

4а-341/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 9 октября 2017 года

Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т. П., рассмотрев в порядке надзора жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Астрахани от 1 марта 2017 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 17 апреля 2017 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Астрахани от 1 марта 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 17 апреля 2017 года постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Астрахани от 1 марта 2017 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе в порядке надзора ФИО1 указывает, что судебные постановления вынесены с нарушением материального и процессуального права. Просит их отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Как усматривается из представленных материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проверки с 1 февраля 2017 года по 1 марта 2017 года составлен акт, из содержания которого следует, что 17 января 2017 года главным инспектором контрольно - инспекционного отдела Администрации Ленинского района МО «Город Астрахань» ФИО1 в ходе обследования территории района фактически проведена внеплановая выездная проверка индивидуального предпринимателя ФИО2 без соответствующего распоряжения и в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 13 Закона Астраханской области от 22 июня 2016 года № 41/2016-03 «Об административных правонарушениях».

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей в отношении ФИО1 постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое вышестоящей судебной инстанцией признано законным и обоснованным.

Вместе с тем с состоявшимися по настоящему делу судебными актами нельзя согласиться по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; осуществление муниципального жилищного контроля; осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа; осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципального лесного контроля.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Статьей 11 Устава муниципального образования «Город Астрахань», принятого решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 31 марта 2016 года № 24, установлено, что органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Астраханской облети. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Полномочия Администрации муниципального образования «Город Астрахань» по осуществлению муниципального контроля реализует управление муниципального контроля.

В соответствии с Положением об управлении муниципального контроля Администрации муниципального образования «Город Астрахань», утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 7 июня 2016 года № 3622, управление является структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Астрахань» и осуществляет, в том числе, следующие полномочия, муниципальный земельный контроль; муниципальный жилищный контроль; муниципальный лесной контроль; муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; осуществляет мероприятия по выявлению фактов невыполнения или нарушения законов и иных нормативных правовых актов Астраханской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках муниципального контроля; формирует ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении управлением муниципального контроля. Согласовывает его с органами прокуратуры и другими заинтересованными федеральными органами; размещает согласованный ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный начальником управления, на официальном сайте органов местного самоуправления г. Астрахани и в системе ГАС «Управление» на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций); вносит в единый реестр проверок соответствующие сведения о плановых и внеплановых проверках.

Согласно пункту 1.2. Положения об управлении муниципального контроля, специфику деятельности управления определяет Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Между тем, Администрация Ленинского района г. Астрахани осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Администрации Ленинского района г. Астрахани, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 20 марта 2014 года № 35, согласно которому у Администрации района отсутствуют полномочия по осуществлению муниципального контроля в отношении субъектов предпринимательской деятельности в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 23 августа 2016 года № 5555 утверждена структура Администрации Ленинского района г. Астрахани, согласно которой в структуру администрации района входит контрольно - инспекционный отдел. Согласно пункту 2.2. Положения о контрольно - инспекционном отделе, в задачи отдела, входит выявление объектов самовольного строительства и самовольно занятых земельных участков муниципального образования «Город Астрахань» на подведомственной территории.

Согласно пункта 3.16 Положения о контрольно - инспекционном отделе, отдел инспектирует территорию района на предмет выявления объектов движимого имущества, рекламных конструкций, объектов капитального строительства, возведённых без полученного в установленном порядке разрешения. Отдел также обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав и интересов муниципального образования «Город Астрахань» по каждому факту нарушений выявленных при проведении муниципального контроля, путем составления протоколов, выдачи предписаний, предъявления заявлений в судебные органы (пункт 3.6 Положения).

В соответствии с пунктами 2.7., 2.11., 2.12. должностной инструкции главного специалиста контрольно - инспекционного отдела Администрации Ленинского района Астрахани, утвержденной главой Администрации Ленинского района г. Астрахани, следует, что главный специалист выявляет объекты самовольного строительства и самовольно занятые земельные участки муниципального образования «Город Астрахань» на подведомственной территории; реализует мероприятия по профилактике нарушений, организации и осуществления контроля за деятельностью на территории Ленинского района г. Астрахани физических лиц, юридических лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в части соблюдения ими муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, правил и норм в сфере благоустройства, чистоты, порядка, содержания территорий и внешнего облика Ленинского района г. Астрахани. А также направляет в соответствующие административные и правоохранительные органы материалы по выявленным нарушениям для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что ФИО1 как главный специалист контрольно­ - инспекционного отдела Администрации района, в рамках имеющихся полномочий, обязан осуществлять выявление и пресечение административных правонарушений, в том числе, путем составления протоколов об административных правонарушениях, согласно Закону Астраханской области «Об административных правонарушениях». Администрация Ленинского района г. Астрахани не является субъектом муниципального контроля, главным специалистом контрольно­ - инспекционного отдела Администрации района ФИО1 протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя составлен по результатам рейдового осмотра, а не в результате проведения внеплановой проверки.

Порядок организации и проведения плановых и внеплановых выездных проверок установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанным Законом не предусмотрено вынесение представления по результатам плановых (рейдовых) осмотров.

Порядок организации проверки и порядок оформления результатов проверки регламентирован статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, согласно которым проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по типовой форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением.

Порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, исследования лесных и земельных участков, утвержденный постановлением Администрации МО «Город Астрахань» 17 декабря 2015 года, предусматривает, что порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных и земельных участков разработан в соответствии с Федеральным законом « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля » и регулирует отношения в сфере организации и осуществления муниципального земельного контроля и муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Город Астрахань». Настоящий Порядок устанавливает процедуру оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных и земельных участков (далее - плановые (рейдовые) осмотры, обследования).

Исходя из правового содержания вышеуказанных норм права, представление об устранении выявленных нарушений может быть выдано только по результатам плановой или внеплановой проверки, которая проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, в том числе с соблюдением порядка организации и проведения проверок, обеспечения соблюдения прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано по результатам проведения рейда, а не по результатам плановой или внеплановой проверки, приказ о проведении проверки не издавался, проверка в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, не проводилась, акт по типовой форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не составлялся, сведений о том, что в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 главным специалистом ФИО1 проводилась какая-либо внеплановая проверка, в том числе проверка его хозяйственной деятельности, в материалы дела об административном правонарушении не представлено и не установлено.

Кроме того, представление вынесенное прокуратурой Ленинского района г. Астрахани, об устранении нарушения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении муниципального контроля, в части действий должностного лица администрации Ленинского района г. Астрахани – главного специалиста контрольно-инспекционного отдела ФИО1 признано незаконным и отменено апелляционным определением Астраханского областного суда 14 июня 2017 года.

Прихожу к выводу об отсутствии в действиях главного специалиста контрольно-исполнительного отдела администрации Ленинского района г. Астрахани ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку последний действовал в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных ему полномочий.

Таким образом, ФИО1 необоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Его действия соответствовали положениям вышеназванных Законов и подзаконных актов.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Астрахани от 1 марта 2017 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 17 апреля 2017 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного лица подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые судебные постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Астрахани от 1 марта 2017 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 17 апреля 2017 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя

Астраханского областного суда Т. П. Шустова