ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-342/17 от 14.07.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 4а-342/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 июля 2017 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу начальника отдела ГИБДД МОМВД России «Бугурусланский» ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Оренбургского областного суда от 31 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

установил:

постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Бугурусланский» от 30 сентября 2016 года № ***, оставленным без изменения решением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2016 года, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Оренбургского областного суда от 31 марта 2017 года постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Бугурусланский» от 30 сентября 2016 года № *** и решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2016 года отменены, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, начальник отдела ГИБДД МОМВД России «Бугурусланский» ФИО1 просит об отмене решения судьи Оренбургского областного суда от 31 марта 2017 года.

ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы на указанный судебный акт, в установленный срок возражений на нее не представил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ признается движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения.

Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м, осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Материалами дела установлено, что 31 августа 2016 года ИПМ.А.А. собственник автомобиля ***, г/н ***, обратился в ФКУ «***» с заявлением на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на перевозки по маршруту г. *** (от ул. ***) – автодорога Р-239 *** – гр.п. *** (до ул. ***), *** район Оренбургской области и обратно (л.д. 6).

По результатам рассмотрения заявления было выдано специальное разрешение на 10 межрегиональных поездок в период с 15 сентября 2016 года по 11 декабря 2016 года. Согласование маршрута транспортного средства осуществлено уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог, в том числе на территории Оренбургской области с ГУ ДХ Оренбургской области (л.д. 8).

26 сентября 2016 года в 15:00 часов на пересечении ул. *** и ул. *** в г. *** Оренбургской области названный автомобиль под управлением водителя ФИО2 был остановлен инспектором ДПС ГИБДД. Установлено, что автомобиль перевозил крупногабаритный груз шириной 2,8 м, что соответствует параметрам, указанным в специальном разрешении.

Поскольку часть дороги Р-239 *** проходит по территории муниципального образования «***» и согласование маршрута движения данного транспортного средства по дорогам местного значения с администрацией муниципального образования не проводилось, должностное лицо пришло к выводу о перевозке водителем транспортного средства крупногабаритного груза без специального разрешения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения водителя автомобиля ***, г/н ***, ФИО2 к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

С выводом должностного лица согласился судья районного суда.

Прекращая производство по делу, судья областного суда указал, что специальное разрешение на перевозку автомобилем крупногабаритного груза получено в установленном порядке, а потому в действиях водителя такого транспортного средства отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Вывод судьи областного суда является правильным по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).

Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства допускается при наличии специальных разрешений, для получения которых требуется согласование маршрута движения транспортного средства.

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 года № 258, согласно которому согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог и органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях обеспечения безопасности дорожного движения (п. 16 Порядка).

Таким образом, обязанность по установлению пути следования по заявленному маршруту, а также по направлению в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, заявки на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, нормами действующего законодательства возложена на уполномоченный орган.

Указанная обязанность закреплена в п. 17 приказа Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258, согласно которому уполномоченный орган в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления: 1) устанавливает путь следования по заявленному маршруту; 2) определяет владельцев автомобильных дорог по пути следования заявленного маршрута; 3) направляет в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, часть маршрута, заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

После согласования маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, всеми владельцами автомобильных дорог, входящих в указанный маршрут, уполномоченный орган оформляет специальное разрешение и направляет в адрес органа ГИБДД ГУ МВД России заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, которая состоит из оформленного специального разрешения с приложением копий документов и копий согласований маршрута транспортного средства (п. 20 Порядка).

Наличие отметок органа ГИБДД ГУ МВД России о согласовании в соответствующих пунктах разрешений и подписание должностным лицом органа ГИБДД ГУ МВД России специального разрешения позволяет говорить о согласовании маршрута движения транспортного средства с органом ГИБДД ГУ МВД России (п. 21 Порядка). При этом орган ГИБДД ГУ МВД России, в данном случае, является конечным звеном согласующих организаций при оформлении специального разрешения.

Как правильно установлено судьей областного суда, согласование маршрута движения автомобиля ***, г/н ***, по территории Оренбургской области произведено с ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области». Вместе с тем участок дороги *** с км 107+970 по км 118+392 проходит по территории г. *** и не находится в государственной собственности Оренбургской области, относится к дорогам местного значения г. ***.

Материалами дела установлено, что уполномоченным органом в нарушение требований п. 16 Порядка не был согласован маршрут следования автомобиля ***, г/н *** с собственником данного участка дороги – администрацией муниципального образования «город ***».

Вместе с тем указанное обстоятельство не свидетельствует о наличии в действиях водителя ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Специальное разрешение на движение автомобиля ***, г/н ***, выдано уполномоченным органом в установленном порядке, а потому оснований сомневаться в том, что уполномоченный орган неверно определил владельцев автомобильных дорог по пути следования заявленного маршрута и не согласовал маршрут со всеми владельцами дорог, у водителя транспортного средства не имелось.

При таких обстоятельствах судья областного суда обоснованно отменил постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Бугурусланский» от 30 сентября 2016 года № ***, решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2016 года и прекратил производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в жалобе, направлены на иную оценку доказательств и не опровергают выводов судьи областного суда.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

в удовлетворении жалобы начальника отдела ГИБДД МОМВД России «Бугурусланский» ФИО1 отказать.

Решение судьи Оренбургского областного суда от 31 марта 2017 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, оставить без изменения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев