ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-347-2019 от 28.06.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 4а-347-2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 июня 2019 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Белинская С.В., рассмотрев жалобу Шляхова А.Л. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 июля 2018 года, решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 31 января 2019 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 10 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шляхова Александра Леонидовича,

установил:

постановлением заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 31 января 2019 года и решением судьи Оренбургского областного суда от 10 апреля 2019 года, заместитель главного инженера – начальник управления ОТ, ПБ и Э общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Новый поток» (далее ООО «НК «Новый поток», общество) Шляхов А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Шляхов А.Л, просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, судебных решений, и прекращении производства по делу

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 данного Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил). Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.

Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (п. 19-20 Правил).

Из материалов дела усматривается, что в период с 06 по 13 июня 2018 года Бузулукской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением лесного законодательства проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах арендатором лесных участков ООО НК ***, в пределах территории Бузулукского района Оренбургской области.

В ходе проверки установлено, что 23 марта 2017 года между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, в лице министра ФИО2, и ООО «НК ***, в лице генерального директора ФИО3, заключен договор аренды лесного участка .

Согласно данному договору, в аренду обществу передан лесной участок площадью *** га, имеющий местоположение: (адрес) Лесной участок расположен в северной части кадастрового квартала ***, (адрес), квартал 19 выделы 1-29, квартал 20 части выделов 1, 25, 42 и выделы 2-24, 36-41, квартал 21 выделы 1-34, квартал 22 выделы 1-24, 36, 37, квартал 23 части выделов 4, 5 и выделы 6-8, 10-21, квартал 24 выделы 1-49, квартал 25 выделы 1-13 и части выделов 29, 30, квартал 26 выделы 1-34. Кадастровый , номер учетной записи в государственном лесном реестре отсутствует. Арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство нефтегазопроводов, водоводов, линий электропередач и автодорог для реализации условий лицензии на право пользования недрами серия ОРБ вид лицензии НЭ).

Срок действия договора аренды устанавливается с даты государственной регистрации и до 06 апреля 2035 года.

В приложении № 2 к договору аренды лесного участка обозначена характеристика лесного участка.

Согласно Проекту освоения лесов, раздел 1.5.2 Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территориальное размещение, меры пожарной безопасности определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, ст. 53.1 Лесного кодекса РФ и включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, в данном случае в соответствии с СП 231.1311500.2015 «Обустройство нефтяных и газовых месторождений Требования пожарной безопасности» минерализованная полоса принята шириной в 5 м, и иные меры.

Помимо этих мер, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», к мерам противопожарного обустройства лесов также относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос (в соответствии с СП 231.1311500.2015 «Обустройство нефтяных и газовых месторождений Требования пожарной безопасности» минерализованная полоса в данном проекта принята шириной в 5 метров) и их обновление, установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

Проектом освоения лесов предусмотрено создание минерализованной полосы (вспаханный участок земли шириной 5 метров) общей протяженностью 33,443 км.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 апреля 2018 года № 254-п, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Оренбургской области, с 28 апреля 2018 года на территории Оренбургской области введен особый противопожарный режим.

06 июня 2018 года в ходе визуального осмотра лесного фонда было установлено, что в местах рубки лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, вдоль дороги на протяжении около 9 км хаотично навалены очищенные от сучьев срубленные деревья, порубочные остатки и корневище. Часть заготовленной древесины сложена в штабеля, которые не отделены минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. На период пожароопасного сезона другая часть заготовленной древесины, оставляемая на местах рубок (лесосеках) в штабеля или поленницы не собрана и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. В местах рубок деревьев имеются порубочные остатки, которые не собраны в кучи, очистка мест рубок от порубочных остатков арендатором не осуществляется. Согласно проекту освоения лесов, противопожарная минерализованная полоса шириной 5 м общей протяженностью 33,444 км не обустроена.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Шляхова А.Л. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного Шляховым А.Л. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности в лесах, проектом освоения лесов, фототаблицей и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что Шляхов А.Л. являясь заместителем главного инженера – начальника управления ОТ, ПБ и Э ООО «НК «Новый поток», исходя из должностной инструкции обязан выполнять мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах на арендованном земельном участке, что им сделано не было.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности заместителя главного инженера – начальника управления ОТ, ПБ и Э ООО «НК «Новый поток» Шляхова А.Л. в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.

Доводы, изложенные в настоящей жалобе, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, им в судебных актах дана подробная надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Указание в жалобе на то, что работы по валке деревьев осуществлялись специализированным подрядчиком, который работы выполнил не в полном объеме, в связи с чем общество было вынуждено привлечь для этих работ нового подрядчика, не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, поскольку меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Указанные выше лесные участки были предоставлены в аренду ООО «НК «Новый поток», при осуществлении обществом своей деятельности заместитель главного инженера – начальник управления ОТ, ПБ и Э Шляхов А.Л. в силу своих должностных обязанностей обязан был выполнять мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах на арендованном земельном участке.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, исходя при этом из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния и степени вины правонарушителя.

Поводов не согласиться с выводом судебных инстанций не имеется, они основаны на положениях ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

С учетом изложенного довод жалобы о наличии оснований для признания административного правонарушения малозначительным подлежит отклонению.

Доводы жалобы заявителя, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судей нижестоящих инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной судьями оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.

С учетом изложенного, следует признать, что жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемых актов.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Шляхову А.Л, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 26 июля 2018 года, решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 31 января 2019 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 10 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шляхова Александра Леонидовича оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда С.В. Белинская