ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-349/2014 от 10.06.2014 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                                                               №4А-349/2014

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 10 июня 2014 года                                                                                                   г. Саратов

 Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев надзорную жалобу защитника Кузьминой В.В. - Морозовой О.А. на постановление мирового судьи судебного участка №2 Ершовского района Саратовской области от 14.02.2014, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 28.03.2014, вынесенные в отношении должностного лица - директора муниципального образовательного учреждения <...> Кузьминой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ,

 установил:

 постановлением мирового судьи судебного участка №2 Ершовского района Саратовской области от 14.02.2014, оставленным без изменения решением судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 28.03.2014, директор муниципального образовательного учреждения <...> (далее - МОУ <...>) Кузьмина В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

 В надзорной жалобе заявитель просит вышеуказанные судебные постановления отменить, полагая, что к административной ответственности Кузьмина В.В. была привлечёна незаконно, в её действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения.

 Изучив доводы жалобы, проверив материалы данного дела, нахожу, что состоявшиеся по делу постановление и решения судов подлежат отмене по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.

 В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 В соответствии с ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 этой статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Основанием для вынесения мировым судьей постановления о назначении административного наказания явился тот факт, что директор МОУ <...> Кузьмина В.В. при заключении <...> трудового договора с Е., которая ранее с <...> по <...> работала на должности специалиста 2 категории <...>, в установленный десятидневный срок не сообщила работодателю Е. по последнему месту работы о привлечении её к трудовой деятельности.

 Однако с таким выводом согласиться нельзя.

 В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

 Как следует из положений п.1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»» обязанность, предусмотренная ч.2 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», распространяется на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённого Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557, либо в Перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного Перечня.

 Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 указанного ранее Федерального закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 №925).

 Таким образом, несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29. КоАП РФ.

 Судами установлено, что Е. в период с <...> по <...> замещала должность специалиста 2 категории <...>. С <...> она была принята на работу в МОУ <...> на должность учителя.

 Постановлением администрации <...> муниципального образования <...> муниципального района Саратовской области от 30.05.2012 №27 утверждён перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», после увольнения с которых муниципальные служащие в течение двух лет имеют право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течении месяца стоимостью более ста тысяч на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов админи_страции <...> муниципального района. В указанный перечень входит глава администрации.

 Кроме того, постановлением администрации <...> муниципального района Саратовской области от 28.05.2012 №617 утверждён перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», после увольнения с которых муниципальные служащие в течение двух лет имеют право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течении месяца стоимостью более ста тысяч на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов админи_страции Ершовского муниципального района. В указанный перечень входят глава администрации, первый заместитель главы администрации, руководитель аппарата, начальник управления.

 Таким образом, должность, которую ранее занимала Е. в <...>, в указанные выше перечни должностей не включена, в связи с чем вывод судебных инстанций о наличии в действиях директора МОУ <...> Кузьминой В.В., не сообщившей представителю нанимателя бывшего муниципального служащего <...> о принятии последней на работу, состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, является неправомерным.

 При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №2 Ершовского района Саратовской области от 14.02.2014, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 28.03.2014, вынесенные в отношении директора МОУ <...> Кузьминой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Кузьминой В.В. состава административного правонарушения.

 Руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

 постановил:

 надзорную жалобу защитника Кузьминой В.В. - Морозовой О.А. удовлетворить.

 постановление мирового судьи судебного участка №2 Ершовского района Саратовской области от 14.02.2014, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 28.03.2014, вынесенные в отношении директора муниципального образовательного учреждения <...> Кузьминой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, отменить.

 Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

 Заместитель председателя суда