ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-350 от 24.08.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

4а-350

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 августа 2018 года город Архангельск

Заместитель председателя Архангельского областного суда Верещагин Г.С.,

рассмотрев жалобу защитника Гашева Андрея Николаевича - Хабарова В.В. на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 сентября 2017 года, решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 8 декабря 2017 года и решение судьи Архангельского областного суда от 23 января 2018 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности руководителя контрактного агентства Архангельской области Гашева А.Н., по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.29 и частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 сентября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 8 декабря 2017 года, должностное лицо уполномоченного органа – исполняющий обязанности руководителя контрактного агентства Архангельской области Гашев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 29 сентября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 30 ноября 2017 года, должностное лицо уполномоченного органа – исполняющий обязанности руководителя контрактного агентства Архангельской области Гашев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Судья Архангельского областного суда, рассмотрев 23 января 2018 года жалобы Гашева А.Н., указанные постановления должностного лица и решения судьи районного суда изменил, назначив Гашеву А.Н. за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.29 и частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, административное наказание по правилам части 2 статьи 4.4 настоящего Кодекса в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе защитник Гашева А.Н. – Хабаров В.В. просит отменить состоявшиеся по делу акты, считая их незаконными.

Изучив в интересах законности материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ влечет для должностных лиц административную ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Из обстоятельств дела следует, что должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании приказа руководителя службы от 30.05.2017 г. № 128 проведена внеплановая проверка уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области при осуществлении закупки на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами на 2017 год.

В рамках данной проверки выявлены нарушения контрактным агентством Архангельской области пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 1 и части 3 статьи 33, части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 1,2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929.

Нарушения выразились в принятии решения о проведении совместной закупки товаров в виде электронного аукциона для 48 заказчиков Архангельской области с нарушением требований части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ, а также в утверждении документации об аукционе (извещение № 012400000616006011) с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ и пунктов 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929.

Результаты проверки отражены в акте № 41оз-17в от 9 июня 2017 года.

Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, главных распорядителей средств областного бюджета, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области при проведении совместных конкурсов и аукционов утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 08.07.2014 № 272-пп.

В соответствии с данным Порядком заказчики направляют главным распорядителям средств областного бюджета заявки на осуществление закупки способом электронного аукциона (пункты 2,3), главные распорядители рассматривают заявки заказчиков и принимают решение, в том числе о разработке сводной заявки на осуществление закупки (пункты 6,7), после чего в течение 10 дней разрабатывают сводную заявку, подписывают ее и направляют в уполномоченный орган – контрактное агентство (пункты 10,11,12). Агентство проверяет сводные заявки и принимает решение о разработке конкурсной документации, документации об электронном аукционе (пункты 15,16). Агентство разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, документацию об электронном аукционе, подписывает и направляет заказчикам соглашения о проведении совместных конкурсов (п.19,20).

В проверяемый период обязанности руководителя контрактного агентства Архангельской области исполнял Гашев А.Н.

Отношения, возникающие в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 24 названного Федерального закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из материалов дела усматривается, что главным распорядителем средств областного бюджета – министерством здравоохранения Архангельской области в адрес государственных медицинских организаций Архангельской области направлялись запросы с указанием перечня лекарственных препаратов для формирования технического задания на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами на 2017 год. По итогам рассмотрения полученных заявок министерством здравоохранения Архангельской области разработана и направлена в уполномоченный орган – контрактное агентство Архангельской области -сводная заявка о проведении совместных торгов на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами на 2017 года путем электронного аукциона.

28 октября 2016 года контрактное агентство Архангельской области утвердило документацию об аукционе на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами на 2017 года, включающую в себя техническое задание 48 заказчиков, расположенных территориально в 22 городах и районах Архангельской области.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными частью 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара), среди прочего, требования к участнику закупки о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (часть 3 приведенной нормы Закона).

В нарушение ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ в раздел II документации об аукционе контрактным агентством включены требования к участнику о закупе - о наличии у него оборудования и ресурсов (не менее двух организаций Исполнителя, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность).

Кроме того, установление требований в документации об аукционе к участнику закупки о наличии у него не менее 2-х организаций исполнителя, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, объединение в один лот технических заданий 48 заказчиков привело к сокращению числа участников закупки.

Согласно протоколу от 21 ноября 2016 года на участие в аукционе была подана единственная заявка от участника закупки ГУПАО «Фармация», которая и была признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и документации об аукционе. По результатам аукциона заказчиками были заключены контракты с ГУПАО «Фармация».

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ исполняющего обязанности руководителя контрактного агентства Архангельской области Гашева А.Н., которым была утверждена документация об аукционе на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами на 2017 год.

Из материалов дела также следует, что 31 октября 2016 года контрактным агентством на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет размещено извещение №0124200000616006011 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контрактов на оказание услуг по обеспечению лечебного процесса лекарственными препаратами на 2017 год.

В пункте 10 раздела 1 документации об аукционе, утвержденной тем же руководителем контрактного агентства (Гашевым), содержалось требование, разрешающее подавать заявки на участие в аукционе закупки – субъектам розничной торговли лекарственными препаратами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна включать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

С учетом положений пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктов 33, 34 статьи 4, статьи 53, части 8 статьи 24, статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 1222н, продажу (поставку) лекарственных средств в медицинские организации могут осуществлять производители лекарственных средств и организации оптовой торговли лекарственными средствами.

Поскольку контракты заключались с медицинскими организациями для осуществления медицинской, в том числе лечебной деятельности, не связанной с личным, семейным домашним и иным подобным использованием реализация лекарственных средств медицинским организациям могла осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средства.

Следовательно, установленное в пункте 10 раздела I документации об аукционе требование к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, разрешающие подавать заявки субъектам розничной торговли лекарственными препаратами не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.

Кроме того, укрупнение лота путем объединения в один лот технических заданий 48 заказчиков повлекло за собой невыполнение требований пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929.

Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929 в этом случае предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) определено в размере 1 000 рублей.

Однако в документации об аукционе контрактное агентство объединило в один лот лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями, не имеющими зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов по форме выпуска и дозировке и производятся единственными производителями, при этом начальная (максимальная) цена превышала предельное значение, установленное для нее Постановлением Правительства РФ № 929.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименования, в частности, в 1 миллион рублей, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 миллионов рублей.

В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составила 322 623 317,42 рублей.

Таким образом, контрактное агентство в нарушение указанных требований закона включило в один лот поставку лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями, превысив предельное значение начальной максимальной цены контракта.

Приведенные нарушения послужили поводом для привлечения должностного лица Гашева А.Н. к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности привлекаемого лица в совершении инкриминированных ему административных правонарушений сомнений не вызывает, они являются мотивированными, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, сделаны с учетом установленных в ходе судебных разбирательств обстоятельств, норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по данной категории дел.

Доводы поданной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судей первой и второй инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах.

Как правильно указано судьями, контрактное агентство Архангельской области, возглавляемое в проверяемый период Гашевым А.Н., в соответствии с пунктами 15 и 16 постановления Правительства Архангельской области № 272-пп вправе было осуществлять проверки обоснованности выбора способа осуществления закупки заказчиками, соблюдения порядка обоснования начальных (максимальных) цен контрактов заказчиками, соблюдения правил описания объекта закупки заказчиками, а при несоответствии сводной заявки и прилагаемых к ней документов требованиям закона (что имело место в рассматриваемом случае) принять решение об отказе в осуществлении закупки.

Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении норм права.

Порядок и срок привлечения Гашева А.Н. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено виновному лицу с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и в жалобе не оспаривается.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьями 30.18 и 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 сентября 2017 года, решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 8 декабря 2017 года и решение судьи Архангельского областного суда от 23 января 2018 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности руководителя контрактного агентства Архангельской области Гашева Андрея Николаевича, по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.29 и частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Хабарова В.В. - без удовлетворения.

Заместитель председателя Г.С. Верещагин