4а–350/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 18 апреля 2017 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО3, представителя ФИО1, на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16.09.2016 г., решение Сызранского городского суда Самарской области от 02.11.2016 г. и решение Самарского областного суда от 02.02.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ в отношении заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16.09.2016 г. заместитель Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей за утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 02.11.2016 г. постановление должностного лица от 16.09.2016 г. оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 02.02.2017 г. решение Сызранского городского суда Самарской области от 02.11.2016 г. и постановление должностного лица от 16.09.2016 г. оставлены без изменения.
В надзорной жалобе ФИО3, представитель ФИО1 просит постановление о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении от 16.09.2016 г. по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в отношении заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства ФИО1, решение Сызранского городского суда Самарской области от 02.11.2016 г. и решение Самарского областного суда от 02.02.2017 г. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что с учетом позиции органа, осуществляющего лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений МЧС России изложенной в письме №43-1744-19 от 22.04.2013 г., письме ГУ МЧС России по Республике Коми №1947-2-1-18 от 02.11.2012 г., для работ по монтажу техническому обслуживанию и ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах, к которым относятся двери шахты лифта, необходима лицензия МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с допуском на выполнение соответствующих видов работ, требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО и лицензии МЧС России является правомерным, не создающим препятствий для выполнения подрядчиком либо субподрядчиком работ, доказательства свидетельствующие об ограничении конкуренции со стороны заказчика отсутствуют.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.1 ст.8 вышеуказанного Федерального закона, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Как следует из п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.107 Закона о контрактной системе, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, установлен запрет ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Должностным лицом и судебными инстанциями правильно установлено, что заместителм Главы Администрации г. Сызрани по городскому хозяйству - руководителем КЖКХ Администрации г.Сызрань ФИО1 утверждена и размещена в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru документация на проведение электронного аукциона на выполнение работ по замене лифтового оборудования в жилом доме: <адрес> (извещение №), начальная максимальная цена контракта - 4 400 000 рублей, с установлением в пункте 24 информационной карты аукционной документации требования к участникам - участник должен обладать лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающей следующий перечень работ и услуг, составляющих деятельность: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
По факту выявленного правонарушения 02.09.2016 г. в отношении заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Административным органом и судебными инстанциями в подтверждение, что заместителем Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителем Комитета жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание в качестве доказательств: протокол по делу № об административном правонарушении от 02.09.2016 г. (л.д.10-13); информационная карта проведения открытого аукциона в электронной форме №АЭ112-16, утвержденная заместителем Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителем Комитета ЖКХ ФИО1 (л.д.14-16); проект муниципального контракта на выполнение работ по замене лифтового оборудования и приложениями, утвержденный заместителем Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителем Комитета ЖКХ ФИО1 (л.д.17-23); положение о комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о.Сызрань Самарской области утвержденное постановлением Администрации г.о.Сызрань Самарской области от 04.10.2011 г., устанавливающее предмет цели и виды деятельности Комитета ЖКХ Администрации г.о.Сызрань, а также полномочия его руководителя (л.д.72-80); постановление главы Администрации г.о.Сызрань Самарской области от 04.10.2011 г. № об утверждении Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о.Сызрань Самарской области (л.д.81-82); инструкция для участников осуществления закупки (л.д.84-113); описание объекта закупки утвержденное заместителем Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителем Комитета ЖКХ ФИО1 (л.д.119-126); локальный ресурсный сметный расчет № на выполнение работ по замене лифтового оборудования в жилом доме: <адрес> (л.д. 127-145); ведомость объемов работ (дефектная ведомость) на выполнение работ по замене лифтового оборудования в жилом доме: <адрес> (л.д.158-161); обоснование начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по замене лифтового оборудования в жилом доме: <адрес>, утвержденное заместителем Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителем Комитета ЖКХ ФИО1 (л.д.162); письмо заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству – руководителя Комитета ЖКХ ФИО1 начальнику отдела централизованных закупок Администрации г.о.Сызрань №/мс от 07.06.2016 г. о внесении изменения в документацию об аукционе № «Выполнение работ по замене лифтового оборудования в жилом доме: <адрес> (л.д.165), – поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителя Комитета ЖКХ ФИО1 в совершении административного правонарушения.
В постановлении административного органа и решениях судебных инстанций вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка, достоверно установлен факт нарушения ФИО1 вышеперечисленных требований антимонопольного законодательства, которое образует состав административных правонарушений, предусмотренных ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом 16.09.2016 г. постановления о привлечении заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителя Комитета ЖКХ ФИО1 к административной ответственности проверены судьей городского суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении от 02.11.2016 г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу, с указанием мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
При рассмотрении жалоб ФИО3 - защитника ФИО1 на решение Сызранского городского суда Самарской области от 02.11.2016 г. судьей Самарского областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении от 02.02.2017 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены решения судьи городского суда и постановления должностного лица.
Рекомендации МЧС России изложенные в письме от 22.04.2013 N 43-1744-19 "О соблюдении законодательства по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности" о том, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем и средств противопожарной защиты, организациям осуществляющим работы и услуги в указанной сфере и являющимся членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, необходимо иметь лицензию МЧС России, не опровергают выводы суда о наличии в действиях заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителя Комитета ЖКХ ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Суд второй инстанции при рассмотрении дела пришел к правильному выводу о том, что требование от участника закупки, имеющего свидетельство саморегулируемой организации строительства, одновременного предоставления лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах является неправомерным, поскольку работы по замене лифтового оборудования в жилом доме: <адрес>, требующие наличия лицензии, в данном случае, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по замене лифтового оборудования, кроме того, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к выполнению работ субподрядчика, подробно обосновав свою позицию в решении от 02.02.2017 года.
Ссылка автора надзорной жалобы на том, что требование к участникам открытого аукциона проводимого в электронной форме на выполнение работ по замене лифтового оборудования в жилом доме: <адрес>, не создало препятствий для выполнения подрядчиком либо субподрядчиком работ, и не повлекло ограничения конкуренции со стороны заказчика, не освобождает заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителя Комитета ЖКХ ФИО1 от ответственности за совершенное им правонарушение, выразившееся в утверждении документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Имеющие значение обстоятельства установлены правильно, содержащийся в обжалуемых судебных решениях вывод о совершении заместителем Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителем Комитета ЖКХ ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, анализ которых приведен в судебных решениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителя Комитета ЖКХ ФИО1 в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности совершившего административное правонарушение, в размере, предусмотренном санкцией ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление должностного лица, решение судьи Сызранского городского суда Самарской области и решение судьи Самарского областного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16.09.2016 г., решение Сызранского городского суда Самарской области от 02.11.2016 г. и решение судьи Самарского областного суда от 02.02.2017 г. в отношении заместителя Главы Администрации г.о.Сызрань по городскому хозяйству - руководителя Комитета ЖКХ ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО3 - представителя ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров