ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-351/18 от 28.09.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Бондаренко С.С. Дело № 4А-351/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский 28 сентября 2018 года

Исполняющий обязанности председателя Камчатского краевого суда Войницкий Д.И., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам ФИО2, поданную на вступившие в законную силу решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 13 марта 2018 года, решение судьи Камчатского краевого суда от 11 апреля 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Тревожное Зарево»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 24января2018года №000101-П, оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 13 марта 2018 года, закрытое акционерное общество «Тревожное Зарево» (далее – ЗАО «Тревожное Зарево», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Камчатского краевого суда от 11 апреля 2018 года решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 13 марта 2018 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, старший государственный инспектор отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам ФИО2, полагая необоснованным признание судами недопустимыми доказательствами экспертного заключения по результатам проведения экологической экспертизы от 9 ноября 2017 года и заключения о соответствии и отклонениях от нормативов качества воды № 15-02/3153 от 19 октября 2017 года, просит состоявшиеся судебные акты изменить, допустить указанные заключения в качестве доказательств по делу и признать закрытое акционерное общество виновным, в том числе, в загрязнении ручья Иреда.

В поданных в порядке, установленном частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возражениях защитник закрытого акционерного общества «Тревожное Зарево» ФИО3, считая вынесенные в отношении Общества судебные решения законными, просит оставить их без изменения, а жалобу должностного лица административного органа без удовлетворения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и возражения на нее, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, такого принципа как охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу частей 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20декабря2004года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1).

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).

Частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 10января2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 15 сентября 1958 года №1045 (далее – Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР), запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и не обезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

22 июня 2017 года из Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры в адрес руководителя СВТУРосрыболовства поступило сообщение председателя МРОО «ЭБК» ФИО1 от19июня2017года №139, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. На основании приказа руководителя СВТУРосрыболовства от 5 июля 2017 года №299, в отношении ЗАО «Тревожное Зарево» назначена внеплановая проверка на предмет соблюдения Обществом обязательных требований природоохранного законодательства РФ и проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания. В результате проведенной сотрудниками отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам СВТУ Росрыболовства, в период с 10 июля по 4 августа 2017 года проверки установлено, что вода в ручье Иреда имеет мутный цвет, на дне водотока имеются следы отложившейся субстанции неизвестного состава. На прилежащем участке поймы правового берега выше по течению ручья Иреда обнаружены отложения указанного вещества. При движении против градиента рельефа по следу вещества прослеживаются его отложения на поверхности почвы коридором 3-5 метров от точки попадания в пойму ручья Иреда в сторону хвостохранилища №2 к заваленной скальными валунами канаве, которая проложена от подошвы водоудерживающей дамбы карты №2 хвостохранилища по направлению к лесному массиву, примыкающему к пойме ручья Иреда.

Установленные в результате визуального осмотра водоохраной зоны и пойменной части ручья Иреда обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Обществом законодательства в области охраны биологических ресурсов и среды их обитания, явились основанием для возбуждения 10августа2017 года в отношении ЗАО«Тревожное Зарево» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведения административного расследования.

Согласно представленному в материалах дела заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта строительства горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе месторождения «Асачинское» (Камчатская область) наиболее опасным объектом проектирования для рыбных запасов является хвостохранилище, состоящее из двух карт, местом для которого выбран водосборный бассейн реки Мутная. В пояснительной записке исполняющего обязанности руководителя Федерального государственного учреждения Севвострыбвод указано на недопустимость попадания в р.Вичаевская (ручей Иреда) продуктов хвостового хозяйства. Во избежание этого должен быть установлен для перехвата загрязненных хвостовых вод горизонтальный дренаж из перфорированных труб и возвращение этих вод с помощью насосов назад в хвостохранилище.

Вместе с тем, как установлено должностным лицом отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, дренажная система на Асачинском месторождении отсутствует. Отказ от горизонтального дренажа из перфорированных труб, предназначенного для перехвата загрязненных вод хвостохранилища, предусмотренного вышеуказанным проектом, и его замена наблюдательными скважинами произведены Обществом без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что в свою очередь является нарушением требований статьи 50 Федерального закона от 20декабря2004года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», статьи 37 Федерального закона от 10января2002года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР.

Приведенные обстоятельства правильно признаны должностным лицом образующими состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которого Общество привлечено к административной ответственности.

В ходе проверки законности постановления о назначении ЗАО «Тревожное Зарево» административного наказания, судья районного суда, установив наличие допущенных при производстве по настоящему делу нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих порядок взятия проб и образцов, а также предусматривающих способы фиксации результатов осуществления данных процессуальных действий, обоснованно признал недопустимым доказательством экспертное заключение, составленное по результатам проведения экологической экспертизы, проведенной ФГОУ ВО «МГУ им. М.В. Ломоносова», исключив из объема вмененного Обществу административного правонарушения, загрязнение русла и берега ручья Иреда отходами золото-извлекательной фабрики.

Также не вызывает сомнений в своей правильности решение судьи Камчатского краевого суда об исключении из доказательств заключения о соответствии и отклонениях от нормативов качества воды от 19 октября 2017 года № 15-02/3153, полученного с нарушением требований статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и являющегося недостоверным относительно вменяемого ЗАО «Тревожное Зарево» загрязнения ручья Иреда являющегося притоком реки Мутная, которая является рыбохозяйственным водным объектом высшей категории и местом нереста и нагула особо ценных лососевых видов рыб, в отсутствие согласования с СВТУ ФАР разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе хозяйственно-бытовых сточных вод в ручей Иреда.

Данный вывод основан на детальном анализе соответствующих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих порядок назначения и проведения экспертизы, должным образом мотивирован в решении, соответствует обстоятельствам дела, подтверждающихся представленными материалами и в полной мере отвечает требованиям закона.

Приведенные в настоящей жалобе доводы об отсутствии у должностного лица оснований для вынесения определения о назначении экспертизы качества воды, равно как и о соблюдении требований закона при осуществлении отбора проб грунта из ручья Иреда и его поймы, явившихся впоследствии предметом экологической экспертизы, основаны на неверном толковании положений вышеуказанных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не являются основанием для изменения состоявшихся по делу судебных решений.

При этом, как верно указано в решении судьи Камчатского краевого суда, иные, собранные в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства, при отсутствии исключенных заключений, являются достаточными для признания Общества виновным в нарушении правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, выразившемся в отказе от сооружения горизонтального дренажа из перфорированных труб, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, утвержденного проектом строительства, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Действия ЗАО «Тревожное Зарево», допустившего нарушение требований правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов в объеме, установленном судьями районного и краевого судов, квалифицированы по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильно.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ЗАО «Тревожное Зарево» в пределах санкции статьи 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соразмерно содеянному им.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных решений, не установлено, не приведено таковых и в рассматриваемой жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 13 марта 2018 года, решение судьи Камчатского краевого суда от 11 апреля 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Тревожное Зарево», оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам ФИО2 – без удовлетворения.

Исполняющий обязанности

председателя Камчатского

краевого суда подпись Д.И. Войницкий

Верно:

Исполняющий обязанности

председателя Камчатского

краевого суда Д.И. Войницкий