№ 4А-353/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень 12 июля 2017 года
Заместитель председателя Тюменского областного суда Антипин А.Г., рассмотрев жалобу Н.А.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Центрального судебного района г. Тюмени от 23 июня 2015 года и решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 июля 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица – директора Государственного автономного учреждения Тюменской области <.......>Н.А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением прокурора Центрального административного округа г. Тюмени советником юстиции К.С.У. 27 мая 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Государственного автономного учреждения Тюменской области <.......>Н.А.Н..
Основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении послужил тот факт, что должностное лицо – директор Государственного автономного учреждения Тюменской области <.......>Н.А.Н. в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, приняв 25 февраля 2015 года на постоянную работу в качестве оператора Ишимского филиала в ГАУ ТО <.......>О.А.И., ранее проходившую государственную гражданскую службу в МИФНС России № 12 по Тюменской области, нарушил срок сообщения сведений о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим О.А.И. представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту службы - МИФНС России № 12 по Тюменской области.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Центрального судебного района г. Тюмени от 23 июня 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 июля 2015 года, Н.А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Тюменский областной суд, Н.А.Н. просит об отмене вынесенных в отношении него судебных постановлений и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Полагая, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, указывает, что поскольку деятельность ГАУ ТО <.......> связана с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а исполнение должностных обязанностей О.А.И. не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на государственной гражданской службе, то у представителя нанимателя (работодателя) в лице руководителя ГАУ ТО <.......> не возникает обязанности сообщать о заключении трудового договора на выполнение работ с бывшим служащим О.А.И. по последнему месту ее службы. Аналогичный подход при трудоустройстве бывших государственных (муниципальных) служащих в государственные (муниципальные) автономные и бюджетные учреждения, соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи12 названного Федерального закона).
Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который согласно части 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, части 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении с названными лицами указанных выше договоров в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствующее уведомление подлежит направлению согласно Правилам сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, Перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора Государственного автономного учреждения Тюменской области <.......> (ГАУ ТО <.......> от 25.02.2015 года № <.......>О.А.И. привлечена к трудовой деятельности в качестве оператора в Ишимский филиал ГАУ ТО <.......> (л.д.19).
Ранее до 24.02.2015 года О.А.И. замещала должность специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок № 1 в Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области (л.д.15), при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 августа 2009 г. № ММ-7-4/430@.
27 мая 2015 года постановлением прокурора Центрального административного округа города Тюмени в отношении директора ГАУ ТО <.......>Н.А.Н. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту того, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, части 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации им не направлено уведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим О.А.И. в десятидневный срок с момента его заключения в Межрайонную ИФНС России № 12 по Тюменской области (л.д.1-4).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Н.А.Н. постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Вышестоящая судебная инстанция согласилась с выводами мирового судьи и принятым им решением согласились.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Федерального закона о противодействии коррупции, статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Из анализа пункта 1, подпункта «e» пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 1, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо организации, которая выполняет его функции.
В соответствии с приказом и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области от 24.02.2015 года № <.......>О.А.И. уволена с должности государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок № 1 в Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области (л.д.15).
На основании приказа руководителя организации - директора ГАУ ТО <.......>Н.А.Н. от 25.02.2015 года <.......>-лс О.А.И. принята на работу на должность оператора Ишимского филиала ГАУ ТО <.......> (л.д.19).
Между тем, при рассмотрении настоящего дела следует учесть, что Государственное автономное учреждение Тюменской области <.......> создано в соответствии с Распоряжением Правительства Тюменской области от 21 февраля 2013 года № 234-рп «О создании государственного автономного учреждения Тюменской области <.......>.
Учредителем Автономного учреждения является Тюменская область, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляет аппарат Губернатора Тюменской области (за исключением функций и полномочий, осуществление которых относится к компетенции иных органов государственной власти (должностных лиц) Тюменской области в соответствии с действующим законодательством) (л.д.30-55).
Цели и предмет деятельности Автономного учреждения определены главой 2 Устава. Основной целью создания учреждения является организация предоставления государственных и муниципальных услуг (л.д.32-33).
Статьёй 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в редакции № 5 от 14 июля 2011 года), автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что трудоустройство бывшего государственного (муниципального) служащего в такое учреждение, равно как и заключение с ним гражданско-правового договора, не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе.
То обстоятельство, что Государственное автономное учреждение Тюменской области <.......> создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, а также органов местного самоуправления Тюменской области, его деятельность связана с предоставлением государственных и муниципальных услуг, позволяет сделать вывод о том, что исполнение должностных обязанностей О.А.И. не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на государственной гражданской службе.
Следовательно, у директора Государственного автономного учреждения Тюменской области <.......>Н.А.Н. обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим О.А.И. по последнему месту её службы не возникает.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о наличии в действиях директора Государственного автономного учреждения Тюменской области <.......>Н.А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признан законным и обоснованным.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Учитывая изложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 8 Центрального судебного района г. Тюмени от 23 июня 2015 года и решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 июля 2015 года, вынесенные в отношении Н.А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Тюменского областного суда
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 8 Центрального судебного района г. Тюмени от 23 июня 2015 года и решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 июля 2015 года, вынесенные в отношении Н.А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу Н.А.Н. удовлетворить.
Заместитель председателя суда (подпись) А.Г. Антипин
Копия верна:
Заместитель председателя суда А.Г. Антипин