ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-353/2017 от 05.05.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4 а – 353/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 05 мая 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора ООО «А» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 75 Похвистневского судебного района Самарской области от 30.12.2016 года и решение Похвистневского районного суда Самарской области от 22.02.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 75 Похвистневского судебного района Самарской области от 30.12.2016 года ООО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.

Решением Похвистневского районного суда Самарской области от 22.02.2017 года постановление мирового судьи от 30.12.2016 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе директор ООО «А» ФИО1, указывая, что судебными инстанциями не учтен факт принятия собственниками многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию ПАО «В», считает, что в действиях ООО «А» отсутствует состав инкриминируемого административного правонарушения, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области от 03.10.2016 года о проведении в ООО «А» внеплановой документарной проверки исполнения предписания от 12.08.2016 года об устранении нарушений жилищного законодательства, ведущим специалистом контрольно-аналитического управления государственной жилищной инспекции Самарской области 28.10.2016 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «А», по результатам которой установлено, что предписание от 12.08.2016 года об устранении нарушения требований жилищного законодательства (п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354; «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года № 416; условий договора управления многоквартирным домом), выразившегося в не выставлении управляющей организацией ООО «А» платежных документов на оплату коммунальной услуги за электрическую энергию в адрес потребителей – собственников жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по <адрес>, в установленный срок до 01.10.2016 года не исполнено, в связи с чем 17.11.2016 года государственным жилищным инспектором <адрес> в отношении ООО «А» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.

Судебными инстанциями в подтверждение, что ООО «А» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 17.11.2016 года (л.д.3-4); распоряжение руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области о проведении внеплановой документарной проверки от 03.10.2016 года (л.д.8-10); акт проверки от 28.10.2016 года (л.д.14-15); предписание от 12.08.2016 года об устранении нарушений жилищного законодательства в срок до 01.10.2016 года (л.д.5); копия лицензии от 22.04.2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной ООО «А» (л.д.43); копия договора энергоснабжения от 01.06.2016 года, заключенного между ПАО энергетики и электрификации «В» (Гарантирующий поставщик) и ООО «А» (Покупатель) (л.д.46-54); копии договоров управления многоквартирными домами, расположенными по <адрес>, от 14.02.2013 года и от 30.10.2014 года, заключенных между ООО «А» и собственниками указанных жилых домов, в соответствии с п.2.2.3 которых ООО «А», как управляющая организация, обязуется в рамках ведения управления домами заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг, услуг и работ по содержанию общего имущества дома, ежемесячно производить начисление и сбор платежей собственников дома в счет оплаты коммунальных услуг по управлению домом, работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома и расчеты с поставщиками работ и услуг (л.д.55-64), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «А» в совершении административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

По состоянию на 01.10.2016 года - дату окончания срока исполнения предписания, ООО «А» являлось управляющей организацией и осуществляло управление многоквартирными домами по <адрес>, что подтверждается вышеуказанными договорами управления многоквартирными домами от 14.02.2013 года и от 30.10.2014 года, согласно которым в обязанности ООО «А» входит ежемесячное начисление и сбор платежей собственников дома в счет оплаты коммунальных услуг по управлению домом, и расчеты с поставщиками работ и услуг (л.д.55-64), а также осуществляло деятельность по управлению данными многоквартирными домами на основании лицензии № 69 от 22.04.2015 года, в связи с чем обязано было выполнить предписание органа государственного жилищного надзора.

Согласно сведений, полученных из Арбитражного суда <адрес>, и имеющейся в материалах дела копии резолютивной части решения Арбитражного суда <адрес> от 22.02.2017 года, в удовлетворении заявления ООО «А» о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 12.08.2016 года отказано решением Арбитражного суда <адрес> от 22.02.2017 года (дело ), вступившим в законную силу 23.03.2017 года (л.д.88).

Для надлежащего выполнения в установленный срок вышеуказанного законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «А» не приняты все зависящие меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания от 12.08.2016 года, которое незаконным не признано и подлежало обязательному исполнению, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении административного дела мировой судья правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «А» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.

Доводы, изложенные директором ООО «А» ФИО1 в надзорной жалобе, что судебными инстанциями не учтен факт принятия собственниками многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию ПАО «В», в связи с чем в действиях ООО «А» отсутствует состав инкриминируемого административного правонарушения, безосновательны.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 года № 430-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года № 416 утверждены «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», в соответствии с п.п. «ж» п.4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.

В соответствии с п.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (в редакции от 29.06.2016 года № 603), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении.

В силу п.2 указанных Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно п.31 указанных Правил исполнитель (то есть управляющая организация) обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу п. 67 указанных Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных правовых норм и условий вышеуказанных договоров управления многоквартирными домами, ООО «А» обязано производить ежемесячное начисление и сбор платежей собственников дома в счет оплаты коммунальных услуг по управлению домом.

Доводы надзорной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, которые являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в соответствующих судебных решениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

Наказание назначено с соблюдением положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, характера и социальной значимости деятельности ООО «А», в связи с чем является справедливым.

При рассмотрении жалобы директора ООО «А» ФИО1 на постановление мирового судьи от 30.12.2016 года судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 22.02.2017 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи от 30.12.2016 года и приведены мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО «А» к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности ООО «А» в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 75 Похвистневского судебного района Самарской области от 30.12.2016 года и решение Похвистневского районного суда Самарской области от 22.02.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «А» оставить без изменения, надзорную жалобу директора ООО «А» ФИО1 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров