4а-354/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Самара 18 апреля 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Морозовой Е.А. – представителя по доверенности директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова В.И. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №88 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области, мирового судьи судебного участка №96 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 10.01.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова Виктора Ивановича,
установил:
08.11.2017 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова В.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №88 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области, мирового судьи судебного участка №96 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 10.01.2018г. должностное лицо – директор ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попов В.И. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию с применением положений ч.ч. 2.2, 2.3, ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
В порядке ст.30.1 КоАП РФ постановление мирового судьи не обжаловалось.
В надзорной жалобе представитель Морозова Е.А. ссылается на незаконность и необоснованность привлечения директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова В.И. к административной ответственности и несоответствие выводов мирового судьи фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; обращает внимание, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствует договор управления многоквартирным домом №12 по ул.Куйбышева, г.Тольятти Самарской области; полагает, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не выяснено находится ли дом №12 по ул.Куйбышева, г.Тольятти Самарской области на управлении ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти»; указывает, что административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований выявлено 03.11.2017г., а с 01.11.2017г. дом №12 по ул.Куйбышева находится на управлении ООО УК «АТП СЕРВИС», которое заключив договор управления на этот многоквартирный дом, взяла на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества дома; утверждает, что ООО УК «АТП СЕРВИС» приняла техническую документацию на дом, с указанием всех недостатков и перечнем объема работ; просит отменить постановление мирового судьи от 10.01.2018 года с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу п.7 ч.1 ст.193 ЖК РФ, лицензионные требования установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил, содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно п.11 (1) вышеуказанных Правил, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Минимальный перечень).
В соответствии с п.3 Минимального перечня, управляющая организация при осуществлении управления многоквартирным домом обязана осуществлять работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, а именно: выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Согласно п.7 Минимального перечня к работам, необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, также относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 03.11.2017г., в целях проверки обращения ФИО3 - жительницы многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул.Куйбышева, д.12 от 12.10.2017г. (вх.№23742-гис) государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя - руководителя западного управления жилищного надзора №ТКмс-51597 от 31.10.2017г. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти», директором которого является Попов В.И., лицензионных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что директором ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Поповым В.И. допущены нарушения пунктов 3, 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491; Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"; условий договора управления многоквартирным домом, - выразившиеся в неисправности межпанельного шва, примыкания кровли балкона к стенам фасада <адрес>.
Указанные нарушения отражены в акте проверки №ТКмс-51597 от 03.11.2017 и послужили основанием для составления 08.11.2017 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова В.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
В подтверждение, что должностным лицом – директором ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Поповым В.И. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, мировым судьей обоснованно приняты во внимание и указаны в постановлении в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №ТКмс-51597 от 08.11.2017 (л.д.4-5); уведомление (вызов) №ТКмс-51597 от 03.11.2017 о составлении протокола об административном правонарушении, направленное ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» и полученное юридическим лицом в этот же день (л.д.7-8); акт проверки №ТКмс-51597 от 03.11.2017г., согласно которому в ходе проведения проверки выявлено нарушение директором ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Поповым В.И. лицензионных требований (л.д. 9-10), уведомление - вызов №ТКмс-51597 от 31.10.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки, направленное в адрес ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти», полученное юридическим лицом в этот же день (л.д.12); распоряжение заместителя руководителя - руководителя западного управления жилищного надзора №ТКмс-51597 от 31.10.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» (л.д.13-15); обращение ФИО3 – жительницы <адрес> от 10.10.2017г., поступившее в государственную жилищную инспекцию Самарской области 12.10.2017 года (вх.№23742-гис), о наличии трещин стен и неисправности примыкания кровли балкона к стенам фасада <адрес> жилого <адрес>, г.о.Тольятти и бездействии Управляющей компании ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти», не принимающей мер к устранению указанных нарушений (л.д.16-17), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова В.И. в совершении данного административного правонарушения.
В постановлении мирового судьи вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, мировым судьей признаны допустимыми доказательствами, и обоснованно положены в основу обжалуемого судебного постановления и не доверять сведениям, указанных в них, оснований не имеется.
Доводы надзорной жалобы представителя о невиновности директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова В.И. в данном правонарушении являются несостоятельными.
Факт осуществления на основании лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>, директором ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Поповым В.И. не оспаривается.
Исходя из смысла указанных выше правовых норм допущенные нарушения, выразившиеся в неисправности межпанельного шва и примыкания кровли балкона к стенам фасада <адрес>, свидетельствуют об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Поскольку должностным лицом – директором ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Поповым В.И., не осуществлен должный контроль за действиями подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени Общества, в том числе по устранению выявленных нарушений, и не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей бездействие должностного лица Попова В.И. правильно квалифицировано по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что директор ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попов В.И. принял все необходимые меры по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и тем самым выполнению лицензионных требований до проведения проверки, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
Административное правонарушение, совершенное должностным лицом – директором ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Поповым В.И. посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного проживания граждан, обеспечение их безопасности. Выявленные в ходе проверки нарушения требований к содержанию жилого дома свидетельствуют о принебрежительном отношении к лицензионным требованиям при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на безопасные условия проживания.
Отсутствие в материалах дела об административном правонарушении договора управления многоквартирным домом №12 по ул.Куйбышева, г.Тольятти Самарской области не является основанием к отмене или изменению состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку представитель ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» ФИО4 лично принимала участие в проведении проверки, участвовала при составлении акта проверки и протокола об административном правонарушении и никаких замечаний и возражений в процессуальных документах не зафиксировала, не оспаривала факт нахождения дома №12 по ул.Куйбышева, г.Тольятти Самарской области на управлении ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти».
Доводы надзорной жалобы о том, что административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований выявлено 03.11.2017г., а с 01.11.2017г. дом №12 по ул.Куйбышева находится на управлении ООО УК «АТП СЕРВИС», несостоятельны, поскольку ничем не подтверждаются.
Кроме того, административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, предъявляемых к управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома выявлено за период до 01.11.2017г., то есть за период нахождения дома №12 по ул.Куйбышева, г.Тольятти Самарской области на управлении ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти».
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова В.И. состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, личность правонарушителя и обоснованно пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с положениями ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, в целях исключения избыточного ограничения прав должностного лица.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки мирового судьи, а также к выражению несогласия с произведенной мировым судьей правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного постановления, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Довод о формальном рассмотрении дела мировым судьей не заслуживает внимания и основан только на субъективном мнении автора жалобы. При рассмотрении дела мировым судьей непосредственно исследованы материалы дела, вынесенное судебное постановление мотивировано и не оставляет сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами мирового судьи оснований не имеется.
Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова В.И., по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении мировым судьей не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения постановления мирового судьи от 10.01.2018 года отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка №88 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области, мирового судьи судебного участка №96 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 10.01.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова Виктора Ивановича оставить без изменения, надзорную жалобу Морозовой Е.А. – представителя по доверенности директора ООО «Департамент ЖКХ г.Тольятти» Попова В.И. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров