ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-359/19 от 13.05.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 4А-359/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Ставрополь 13 мая 2019 года

Исполняющий обязанности заместителя председателя Ставропольского краевого суда Песоцкий В.В., рассмотрев жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Невинномысский маслоэкстрационный завод» (далее - ООО «НМЭЗ) Яценко И.А. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 24 июля 2018 года, решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 03 октября 2018 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2018 года, вынесенные в отношении ООО «НМЭЗ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Старенковой О.В. № 73 от 24 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 03 октября 2018 года и решением судьи Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2018 года, юридическое лицо - ООО «НМЭЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, представитель ООО «НМЭЗ» Яценко И.А. просит указанные акты отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки государственным инспектором Центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края установлено, что ООО «НМЭЗ» допустило в 2017 году превышение утвержденного количества годового норматива образования отходов. В соответствии с документом № 000034-0 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение годовой норматив образования отходов, образующихся в процессе деятельности ООО «НМЭЗ» составляет 28800,699 тонн фактически за 2017 года, в ООО «НМЭЗ» было образовано 40805,828, что на 12005,129 тонн больше установленного норматива.

Данный факт явился основанием для привлечения ООО «НМЭЗ» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С данным постановлением согласились судьи городского и краевого судов, придя к выводу о нарушении Обществом требований части 1 статьи 24 и части 2 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об отходах окружающей среды».

Вместе с тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса.

В части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 8.2 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;

2) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

3) государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

4) главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители;

5) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

6) государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;

8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Частью 5 статьи 65 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется законодательством субъектов РФ.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 августа 2016 года №516 утверждено Положение о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Севере - Кавказскому федеральному округу.

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Северо-Кавказскому федеральному округу осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха (п.4 п.4.1.4); участвует в ведении федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п.4.11); выдает разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п.4.37); осуществляет в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (п.4.64).

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, установлены критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

На основании пункта 4 названного постановления, к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, относятся объекты 1 категории.

Приказом Министерства ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 сентября 2010 года №406 утвержден Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Ставропольского края и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, под № 567 указан ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод».

Согласно статье 6 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 12 июля 2012 года №242-и (в ред. от 12.01.2015 г.) утвержден Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного экологического надзора, осуществляемого органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в области охраны окружающей среды), согласно которого органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в области охраны окружающей среды, является министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ч.3).

Согласно указанного Порядка региональный государственный экологический надзор осуществляют должностные лица уполномоченного органа, в том числе в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору - государственный инспектор Центрального комплексного отдела уполномоченного органа (п.п. «л» п. 1 ч.5).

Таким образом, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания были составлены неуполномоченным должностным лицом, в связи с чем, не могут расцениваться судом в качестве допустимых доказательств.

Учитывая изложенные выше нормы, прихожу к выводу о том, что у должностного лица, осуществляющего экологический надзор отсутствовали полномочия по рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следует отметить, что на указанные обстоятельства Общество неоднократно ссылалось в ходе производства по данному делу, однако судебными инстанциями надлежащая оценка этим доводам не дана. Рассматривая жалобы Общества на постановление должностного лица, судебные инстанции данное нарушение не устранили.

С учетом изложенного, принятые по делу постановление должностного лица и судебные акты, принятые в порядке его обжалования, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, оснований признать постановление законным и обоснованным не имеется, в связи с чем, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление государственного инспектора Центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 24 июля 2018 года, решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 03 октября 2018 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ООО «Невинномысский маслоэкстракционный завод», отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу удовлетворить.

И.о. заместителя председателя В.В. Песоцкий