ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-35/19 от 14.02.2019 Курганского областного суда (Курганская область)

4А-35/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Курган 14 февраля 2019 г.

Заместитель председателя Курганского областного суда Роот А.В., рассмотрев жалобу защитника Администрации Альменевского района Курганской области - Ибатуллина Р.Ф. на вступившие в законную силу постановление судьи Альменевского районного суда Курганской области от 12 сентября 2018 г., решение судьи Курганского областного суда от 1 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, в отношении

Администрации Альменевского района Курганской области (ИНН 4503000910, ОГРН 1024501984440), юридический адрес – Курганская область, Альменевский район, с. Альменево, пл. Комсомола, 1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Альменевского районного суда Курганской области от 12 сентября 2018 г. (резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 г.) Администрация Альменевского района Курганской области (в дальнейшем – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному штрафу в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Курганского областного суда от 1 ноября 2018 г., постановление оставлено без изменения.

В жалобе защитник Администрации Альменевского района Курганской области - Ибатуллин Р.Ф. выражает несогласие с судебными решениями, считает, что они приняты в нарушение норм материального и процессуального права, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, поскольку полагает, что факты умышленного неисполнения требований прокурора не нашли своего подтверждения.

Анализируя представления прокурора Альменевского района об устранении нарушений закона, направленные Администрации Альменевского района 16 мая, 5 июня и 25 июня 2018 г. и ответы на них Администрации Альменевского района, полагает необоснованными доводы прокурора и выводы суда о неисполнении Администрацией требований прокурора и о непринятии Администрацией конкретных мер по устранению указанных в этих представлениях нарушений закона.

При этом ссылается на необходимость длительного срока для разработки и утверждения административных регламентов, о которых указано в представлении прокурора от 16 мая 2018 г. Кроме того, считает, что указание в этом представлении о допущенных Администрацией нарушениях закона в области градостроительной деятельности являются необоснованными, поскольку в представлении идет речь о неисполнении Администрацией района указаний Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, которые являются рекомендательными.

Выражает несогласие с выводами суда о непринятии конкретных мер по устранению нарушений закона при принятии муниципальных программ района, указанных в представлении прокурора от 5 июня 2018 г., поскольку выявленные нарушения были устранены до возбуждения дела об административном правонарушении путем принятия соответствующих постановлений Администрацией Альменевского района 30 июля и 6 августа 2018 г. о внесении изменений в эти муниципальные программы

Не соглашаясь с выводами суда о непринятии конкретных мер по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокурора от 25 июня 2018 г., указывает на объемность выявленных и указанных в этом представлении нарушений и необходимость значительного времени для их устранения, полагает, что, указав в ответе на устранение нарушений и определив возможные сроки для их устранения, Администрацией тем самым были приняты все необходимые меры по их устранению.

Указывает, что судом не установлено, в чем заключаются нарушения законодательства, указанного в представлениях, какие именно меры должны быть приняты для устранения выявленных нарушений, то есть судом не установлено событие административного правонарушения.

Отмечает, что судом не дана оценка законности представлений прокурора, хотя административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, и вопрос о законности и обоснованности представления прокурора подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела, при этом обязанность доказывания правомерности требований лежит на прокуроре.

Считает необоснованным запрос прокурора о мерах, принятых Администрацией района по погашению задолженности перед ИП Дегтяревым С.И. на том основании, что суд признал необоснованным изложенное в представлении прокурора от 25 июня 2018 г. требование прокурора о погашении Администрацией района задолженности перед ИП Дегтяревым С.И.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований для отмены судебных решений не нахожу.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).

Из материалов дела усматривается, что 16 мая 2018 г. и.о. прокурора Альменевского района Шерстневым С.В. на основании проведенной прокуратурой Альменевского района по обращению Комитета по архитектуре и строительству Курганской области проверки соблюдения должностными лицами Администрации Альменевского района требований градостроительного законодательства в адрес главы Альменевского района С.Д.Я. по фактам имеющихся нарушений законодательства о градостроительной деятельности внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Представление получено Администрацией Альменевского района 18 мая 2018 г., что следует из журнала учета входящих документов общего отдела Администрации Альменевского района.

Ответ на представление направлен в прокуратуру Альменевского района 21 июня 2018 г., то есть по истечении установленного Законом о прокуратуре срока. При этом доказательств уважительности причин пропуска указанного срока Администрацией Альменевского района не представлено.

Как следует из данного ответа, главой Альменевского района С.Д.Я. принято решение об устранении выявленных нарушений закона. Указано, в том числе, на то, что отделом архитектуры и градостроительства подготовлены и размещены на официальном сайте Администрации Альменевского района проекты постановлений Администрации Альменевского района об утверждении ряда административных регламентов предоставления Администрацией Альменевского района муниципальных услуг. Кроме того, раздел «градостроительство» на официальном сайте Администрации Альменевского района приведен в соответствие с требованиями плана мероприятий, утвержденного Губернатором Курганской области 28 апреля 2017 г., путем размещения информации о порядке и условиях получения услуги в градостроительной сфере, об органах, предоставляющих услуги в сфере строительства, о порядке и условиях получения муниципальных услуг через МФЦ и в электронном виде, о порядке и условиях получения информации о градостроительных условиях и ограничениях развития территории.

5 июня 2018 г. прокурором Альменевского района Кравцовым А.В. на основании проведенной прокуратурой Альменевского района проверки соблюдения должностными лицами Администрации Альменевского района законодательства об исполнении муниципальных программ в адрес главы Альменевского района С.Д.Я. по фактам имеющихся нарушений внесено представление об устранении выявленных нарушений требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 4, 6.1, 33 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления мер по противодействию коррупции, дорожной деятельности, профилактики экстремизма, статьи 12 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Представление прокурора получено Администрацией Альменевского района 6 июня 2018 г., что подтверждается записью в книге учета документов прокуратуры Альменевского района, отправленных нарочно.

Согласно ответу на указанное представление, направленному 6 июля 2018 г., глава Альменевского района С.Д.Я. указал, что с выявленными нарушениями при принятии указанных в представлении пяти муниципальных программ Администрация района согласна и что данные нарушения будут устранены в ближайшее время путем внесения изменений в муниципальные программы «Доступная среда для инвалидов на 2017-2019 гг.», «Программа гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики проявлений экстремизма в Альменевском районе Курганской области на 2017-2019 гг.», а также на то, что замечания будут учтены при разработке муниципальных программ «Противодействие коррупции в Альменевском районе», «Программа профилактики правонарушений в Альменевском районе», «Повышение безопасности дорожного движения в Альменевском районе» на последующие годы.

Таким образом, какие-либо конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона на дату направления вышеуказанного ответа приняты не были.

25 июня 2018 г. прокурором <адрес> Кравцовым А.В. по результатам надзорных мероприятий прокуратурой Альменевского района в адрес главы Альменевского района С.Д.Я. внесено обобщенное представление об устранении выявленных нарушений требований Закона Курганской области от 6 октября 2011 г. «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области», статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по вопросу, касающемуся порядка проведения аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, законодательства о контрактной системе, о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Представление получено Администрацией Альменевского района 5 июля 2018 г., что подтверждается записью в книге учета документов прокуратуры Альменевского района, отправленных нарочно.

Как следует из ответа и.о. главы Альменевского района Каримова Р.Р. от 3 августа 2018 г. на указанное представление, Администрация района не оспаривает выявленные нарушения Закона Курганской области от 6 октября 2011 г. «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области» и ведущему специалисту отдела А.И.Н. указано на необходимость устранения выявленных нарушений до 27 августа 2018 г. Кроме того, Администрация района согласна с выявленными нарушениями закона при проведении аукциона на право аренды земельного участка по адресу: <адрес>, указанные замечания будут учтены при предоставлении земельных участков.

Вместе с тем в ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что какие-либо конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона на дату направления вышеуказанного ответа приняты не были, информация о земельных участках, планируемых к предоставлению в 2018 г., размещена на официальном сайте Администрации Альменевского района 7 августа 2018 г., решения о постановке на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков гражданам не направлены, журнал учета граждан не приведен в соответствие с законодательством.

Кроме того, 8 августа 2018 г. прокурором Альменевского района Кравцовым А.В. направлен запрос и.о. главы Администрации Альменевского района Каримову Р.Р. о предоставлении сведений о принятых мерах по погашению задолженности перед индивидуальным предпринимателем Дегтяревым С.И. в срок не позднее 10 августа 2018 г., данный запрос получен в тот же день 8 августа 2018 г.

Вместе с тем указанные сведения были предоставлены в прокуратуру Альменевского района только 14 августа 2018 г. и лишь после направления прокурором повторного запроса.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 17 августа 2018 г. прокурором Альменевского района постановления о возбуждении в отношении Администрации Альменевского района дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту умышленного невыполнения указанных требований прокурора.

Постановлением судьи, с выводами которого согласился судья областного суда, Администрация Альменевского района привлечена к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, копиями вышеуказанных представлений прокурора и ответов на них, запросами прокурора от 8 и 14 августа 2018 г. о предоставлении информации по ИП Дегтяреву С.И. и ответу на эти запросы от 14 августа 2018 г., объяснениями должностных лиц Администрации Альменевского района Каримова Р.Р., Ц.Э.Н., С.Л.А., А.И.Н., К.Л.С., служебной запиской заместителя Главы Альменевского района Ф.Ф.Ш., копиями данных из журнала учета входящих документов общего отдела Администрации Альменевского района и другими исследованными судом документами и доказательствами.

Все исследованные доказательства получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Администрации Альменевского района состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрация Альменевского района имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Действия Администрации Альменевского района квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении была проверена законность и обоснованность требований прокурора, изложенных в его представлениях, о чем свидетельствуют выводы суда о необоснованности и незаконности требований прокурора в указанных представлениях о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях закона, а также содержащихся в представлении прокурора от 25 июня 2018 г. требований прокурора о возложении на Администрацию Альменевского района обязанностей по исполнению решений суда по искам прокурора к учебным заведениям в части составления и утверждения паспортов на опасные отходы, а также требования о погашении просроченной задолженности перед ИП Дегтяревым С.И.

Материалы дела свидетельствуют о том, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре. Представления об устранении нарушений закона внесены Администрации Альменевского района по результатам проверки соблюдения градостроительного законодательства, законодательства об исполнении муниципальных программ, законодательства о землепользовании и другого законодательства.

В представлениях приведены конкретные факты нарушения норм вышеуказанного законодательства, об устранении которых в установленный законом срок поставлен вопрос прокурором в каждом из этих представлений.

Несмотря на то, что в вышеуказанных представлениях прокурора содержались, в том числе, требования о принятии исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений и о сообщении в прокуратуру Альменевского района о результатах рассмотрения представлений и принятых мерах в установленный законом месячный срок с приложением копий принятых документов, какие-либо конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, указанных в вышеизложенных представлениях, Администрацией Альменевского района, как следует из содержания ответов на данные представления, а также из объяснений должностных лиц, приняты не были.

С доводами жалобы о незаконности и необоснованности запроса прокурора от 8 августа 2018 г. о предоставлении информации о мерах по погашению задолженности перед ИП Дегтяревым С.И. нельзя согласиться по следующим основаниям.

В связи с тем, что Администрация района в своем ответе от 3 августа 2018 г. о мерах, принятых по результатам рассмотрения представления прокурора, указала, что вопрос о погашении задолженности образовательных учреждений района перед ИП Дегтяревым С.И. будет разрешен позже, прокурором района в соответствии с его полномочиями, предусмотренными статьей 22 Закона о прокуратуре, были запрошены сведения о мерах по погашению задолженности перед ИП Дегтяревым С.И. При этом срок предоставления этой информации установлен в соответствии с требованиями части 2 статьи 6 Закона о прокуратуре.

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, не опровергают выводы судов и не свидетельствует о том, что судьями допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения Администрации Альменевского района к административной ответственности соблюден.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Альменевского районного суда Курганской области от 12 сентября 2018 г., решение судьи Курганского областного суда от 1 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Альменевского района оставить без изменения, жалобу ее защитника – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Курганского областного суда А.В. Роот