ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-35/2012 от 29.02.2012 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

4а-35/2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Сыктывкар 29 февраля 2012 года

Заместитель председателя Верховного суда Республики Коми Боковикова Н.В., рассмотрев в порядке надзора жалобу ФИО1 в защиту прав и законных интересов администрации сельского поселения «Дзёль» на постановление мирового судьи Усть-Куломского судебного участка Усть-Куломского района от 29 ноября 2011 года и решение Усть-Куломского районного суда от 17 января 2012 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Усть-Куломского судебного участка Усть-Куломского района от 29 ноября 2011 года администрации сельского поселения «Дзёль» по ч. 12 ст.19.5 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 руб. за то, что администрация СП «Дзёль» не выполнила предписание Отдела государственного пожарного надзора Усть-Куломского района УГПН ГУ МЧС России по Республике Коми, осуществляющего государственный пожарный надзор, об устранении нарушений требований пожарной безопасности, допущенных в с.Дзёль и д.Габово, частично в срок до 20 мая 2011 года и частично в срок до 1 сентября 2011 года.

Решением Усть-Куломского районного суда от 17 января 2012 года постановление от 29 ноября 2011 года оставлено без изменения.

В жалобе, принесенной в порядке надзора, законный представитель администрации СП «Дзёль» ФИО1 (глава СП «Дзёль») просит отменить вышеуказанные постановление и решение и прекратить производство по делу. В обоснование этого требования законный представитель указывает, что государственные инспекторы по пожарному надзору не имеют полномочий выдавать юридическим лицам предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Администрация СП «Дзёль» является исполнительно-распорядительным органом, не является собственником или иным лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности. Предписанием от 11 апреля 2011 года установлен срок для устранения ряда нарушений до 20 мая 2011 года, тогда как предписание вступило в силу по истечении 3-месячного срока его обжалования 11 июля 2011 года. Неустранение нарушений, срок устранения которых установлен до 20 мая 2011 года, не могло быть квалифицировано по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ введена Федеральным законом от 3 июня 2011 года. В действиях администрации СП «Дзёль» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, данная норма закона предусматривает административную ответственность только за полное невыполнение предписания об устранении нарушений, тогда как администрация СП«Дзёль» частично выполнила предписание. Усть-Куломский районный суд, рассматривая жалобу администрации СП «Дзёль», возложил на привлекаемое лицо бремя доказывания обстоятельств совершения правонарушения. Предписание от 11 апреля 2011 года являлось неисполнимым из-за установления недостаточного срока для устранения нарушений. Предписание и протокол об административном правонарушении были составлении в отношении администрации несуществующего сельского поселения «Дзель».

Проверив доводы жалобы по материалам дела, прихожу к выводу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

Частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ (в редакции от 03.06.2011) предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

В период с 6 апреля по 11 апреля 2011 года отделом надзорной деятельности Усть-Куломского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми проведена проверка на объекта и территории администрации сельского поселения «Дзёль», расположенных в ....

В результате проверки выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки от 11 апреля 2011 года.

Наличие указанных нарушений администрацией СП «Дзёль» не оспаривается.

11 апреля 2011 года старшим инспектором отдела надзорной деятельности Усть-Куломского района администрации СП «Дзёль» выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности: части нарушений – в срок до 20 мая 2011 года, а остальной части нарушений – в срок до 1 сентября 2011 года.

Доводы надзорной жалобы о том, что государственные инспекторы по пожарному надзору не имеют полномочий выдавать юридическим лицам предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, являются несостоятельными.

В соответствии с подп. 1 п. 70 Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности (в редакции от 22.03.2010) в случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности государственный инспектор (государственные инспектора) по пожарному надзору, проводивший (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязан (обязаны) выдать предписание (предписания) по устранению нарушений с указанием сроков их устранения и (или) предписание по снятию с производства.

Доводы о том, что администрация СП «Дзёль» не является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, противоречат требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 166 Закона РК «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» в состав муниципального образования на территории поселения Дзёль входят село ....

В соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования сельского поселения «Дзёль» администрация сельского поселения «Дзёль» является организационно-распорядительным органом.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В ст. 19 того Федерального закона установлены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Таким образом, администрация СП «Дзёль» как организационно-распорядительный орган местного самоуправления уполномочена владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом данного муниципального образования от его имени, а также реализовать полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Следовательно, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, перечисленных в акте проверки и в предписании от 11 апреля 2011 года, правильно адресовано администрации СП «Дзёль», которая в соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ссылка на то, что срок обжалования предписания от 11 апреля 2011 года, истек 11 июля 2011 года, не может быть принята во внимание, поскольку течение срока обжалования не приостанавливает действие предписания и не освобождает от его выполнения в установленный срок.

Установленный в предписании срок его исполнения определен c учетом необходимого времени для устранения допущенных нарушений, но также с учетом охраняемых законом интересов общественной безопасности. До проведения внеплановой проверки наличие реальной возможности выполнения предписания в установленный срок администрацией СП «Дзёль» не оспаривалось.

В период с 8 сентября по 14 сентября 2011 года отделом надзорной деятельности Усть-Куломского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми проведена внеплановая проверка выполнения предписания об устранении нарушений от 11 апреля 2011 года. В результате проверки установлено, что 16 ранее выявленных нарушений не устранены.

Данные сведения зафиксированы в акте проверки от 14 сентября 2011 года и в протоколе об административном правонарушении, подтверждены в объяснениях законного представителя ФИО2 (и.о. главы СП «Дзёль»).

В действиях администрации СП «Дзёль» правильно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Доводы о том, что КоАП РФ предусматривает административную ответственность только за полное невыполнение предписания, не основаны на требованиях законодательства об административной ответственности. Административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ наступает как в случае полного невыполнения, так и в случае неполного выполнения предписания органа государственного пожарного надзора.

Наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного администрацией СП «Дзёль» административного правонарушения, имущественному и финансовому положению юридического лица.

Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не допущено.

В постановлении о назначении административного наказания ошибочно указано на невыполнение п. 1 и п. 25 предписания от 11 апреля 2011 года. Срок устранения нарушений, указанных в этих пунктах предписания, был установлен до 20 мая 2011 года. Следовательно, срок привлечения к административной ответственности за невыполнение предписания в этой части истек 21 августа 2011 года.

Между тем исключение из постановления указания на невыполнение этих двух пунктов предписания от 11 апреля 2011 года не влечет изменение квалификации правонарушения и не влечет смягчение административного наказания, поскольку оно назначено в минимальном размере. Поэтому допущенная ошибка не является основанием для изменения вынесенных по данному делу постановления и решения.

Допущенное некорректное наименование привлекаемого лица как администрации сельского поселения «Дзель» исправлено решением Усть-Куломского районного суда путем уточнения постановления мирового судьи Усть-Куломского судебного участка.

Иных нарушений, требующих пересмотра постановления или решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи Усть-Куломского судебного участка Усть-Куломского района от 29 ноября 2011 года и решение Усть-Куломского районного суда от 17 января 2012 года в отношении администрации сельского поселения «Дзёль» оставить без изменения, а жалобу ее законного представителя ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя - Н.В.Боковикова

Верховного суда Республики Коми