4А-360/2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ярославль 1 сентября 2015 года
Председатель Ярославского областного суда Ананьев В.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора Ярославской области Попова Н.Г. на вступившее в законную силу постановление судьи Угличского районного суда Ярославской области от 13 мая 2014 года, которым
ФИО3, ... года рождения, уроженец ..., лицо без гражданства, регистрации на территории Российской Федерации не имеющий, фактически проживавший по адресу: ...;
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, до исполнения административного выдворения помещен в ГСКУ Ярославской области «Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению»,
у с т а н о в и л :
ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. В постановлении установлены следующие обстоятельства совершения административного правонарушения.
ФИО3, являясь лицом без гражданства, въехал на территорию Российской Федерации 06.05.2011 г. В нарушение ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ФИО3 на миграционном учете не состоял, по истечении 90 суток за пределы РФ не выехал. С 06.08.2011 г. и по настоящее время ФИО3, не имея документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, проживает по различным адресам на территории Угличского района, уклоняясь от выезда с территории России.
В протесте заместитель прокурора Ярославской области Попов Н.Г. просит постановление в отношении ФИО3 изменить, исключив из него указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Обращает внимание на то, что ФИО3 02.12.2009 года ДГМ ... документирован видом на жительство лица без гражданства сроком действия до 19.06.2011 года, на территорию Российской Федерации ФИО3 въехал в 2010 году вместе с сестрой и стал проживать в ... без оформления регистрации; согласно ответу Управления полиции и пограничной службы ... на запрос УФМС России по Ярославской области ФИО3 не являлся и не является гражданином ..., срок предоставленного ему ранее временного разрешения на проживание ( с 20.06.2006 года по 19.06.2011 года) истек, он не имеет законных оснований для пребывания в ... и не является подлежащим возвращению в ... согласно ст. 4 § 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом от 25.05.2006 года; ввиду отсутствия возможности установить гражданскую принадлежность либо постоянное или преимущественное проживание ФИО3 на территории какого-либо государства УФМС России по Ярославской области не имеет возможности исполнить постановление Угличского районного суда от 13.05.2014 года. Указывает, что в ходе проверки опрашивались ФИО3 и гражданка РФ ФИО1, из пояснений которых следует, что они имеют общего сына, ... года рождения, ФИО3 ранее оказывал ФИО1 и сыну материальную помощь, общается с сыном по телефону, желает установить отцовство в отношении своего сына и оформить документы для проживания на территории РФ. Полагает, что при назначении ФИО3 административного наказания судьей нарушены требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, поскольку не были учтены положения ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ и не получили правовой оценки фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения. Ссылается на ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на наличие у ФИО3 малолетнего сына, проживающего на территории Российской Федерации, на п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в ряде постановлений. Считает, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение ФИО3 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Вместе с протестом представлены копии объяснений ФИО3 от 26.06.2015 года и ФИО1 от 30.06.2015 года, свидетельства о рождении ФИО2, заключения об установлении личности лица без гражданства ФИО3, сообщения и обращений УФМС России по Ярославской области, ответа Управления полиции и пограничной службы ... от 09.10.2014 года, справка ИЦ УВМД России по Ярославской области от 05.06.2015 года в отношении ФИО3
Проверив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы протеста, нахожу, что постановление судьи подлежит изменению.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.
Виновность ФИО3 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении № ... от 13 мая 2014 года, копией иностранного паспорта и данными информационной базы УФМС в отношении ФИО3, объяснениями ФИО3
Деяние ФИО3 правильно квалифицировано судьей по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Оснований для освобождения ФИО3 от административной ответственности не имеется.
Вместе с тем, при назначении ФИО3 наказания не в полной мере учтены требования ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и др.).
Из материалов дела следует, что на территории Российской Федерации ФИО3 проживает в течение длительного времени, к уголовной ответственности на территории РФ не привлекался, является лицом без гражданства, имел временное разрешение на проживание в ... с 20.06.2006 года по 19.06.2011 года; как утверждают ФИО3 и гражданка РФ ФИО1, он является отцом ее ребенка – ФИО2, ... года рождения; заключением УФМС России по Ярославской области от 29.05.2015 года ФИО3 признан лицом без гражданства и ему разъяснен порядок легализации на территории РФ с последующим оформлением разрешения на временное проживание в пределах квоты, установленной Правительством РФ для Ярославской области на 2015 год; ФИО3 родственников и имущества на территории ... не имеет, сестра проживает в ..., ФИО3 желает установить отцовство в отношении сына и жить поближе к нему, намерен оформить документы для проживания на территории РФ.
С учетом приведенных выше сведений о личности ФИО3 и обстоятельств настоящего дела прихожу к выводу, что назначение ФИО3 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 14 февраля 2013 года № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, постановление судьи Угличского районного суда Ярославской области от 13 мая 2014 года подлежит изменению путем исключения указания на назначение ФИО3 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Примененную по данному делу в отношении ФИО3 меру обеспечения исполнения постановления следует отменить.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
Постановление судьи Угличского районного суда Ярославской области от 13 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО3 изменить:
- исключить указание на назначение ФИО3 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации;
- примененную меру обеспечения исполнения административного выдворения за пределы Российской Федерации в виде содержания ФИО3 в специальном учреждении отменить и ФИО3 из Специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Ярославской области по данному делу освободить.
В остальном постановление в отношении ФИО3 оставить без изменения.
Председатель
Ярославского областного суда В.Н. Ананьев