4а–362/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 30 апреля 2019 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу генерального директора ООО «БК Олимп» ФИО1 на постановление Советского районного суда г. Самары от 04.06.2018 и решение Самарского областного суда от 26.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «БК Олимп»,
установил:
13.02.2018 начальником отдела оперативного контроля инспекции федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары в отношении юридического лица – ООО «БК Олимп» за прием организатором азартной игры интерактивной ставки без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ.
Постановлением Советского районного суда г.Самары от 04.06.2018 юридическое лицо - ООО «БК Олимп» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Самарского областного суда от 26.07.2018 постановление районного судьи от 04.06.2018 оставлено без изменения.
В надзорной жалобе генеральный директор ООО «БК Олимп» ФИО1 указывает, что привлекая юридическое лицо к административной ответственности по ч.1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ судебными инстанциями не установлено событие административного правонарушения, не исследованы доказательства, имеющиеся в материалах дела, также должностным лицом допущены нарушения порядка проведения административного расследования, что повлекло нарушение территориальной подсудности при рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку административное расследование фактически не проводилось, в ходе проведения проверки допущены процессуальные нарушения, просит постановление районного судьи и решение областного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Из п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 №244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 № 244-ФЗ) следует, что интерактивной ставкой являются денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр.
Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №244-ФЗ не допускается прием ставок организатором азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах путем перевода денежных средств, в том числе перевода электронных денежных средств, приема платежей физических лиц, почтового перевода денежных средств организатору азартных игр, осуществляемых оператором по переводу денежных средств, в том числе оператором электронных денежных средств, банковским платежным агентом и (или) банковским платежным субагентом, за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой. Организатор азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах вправе принимать интерактивные ставки, переданные только путем перевода денежных средств, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов с использованием электронных средств платежа по поручениям участников данных видов азартных игр.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 №244-ФЗ на организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований возложена обязанность принимать ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 7 августа 2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры.
В соответствии с ч.3 ст.6.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 №244-ФЗ, предусмотренное п.1 ч.1 настоящей статьи требование о приеме ставок, интерактивных ставок и выплате выигрышей при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 7 августа 2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры, применяется при проведении любых азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с соблюдением при обработке соответствующих персональных данных законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Прием организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата им выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ.
Судебными инстанциями правильно установлено, что по обращению гражданина ФИО2 вх.№01-48/04702 от 05.02.2018, поступившему 09.02.2018 в МИ ФНС России №2 по Самарской области, начальником отдела оперативного контроля инспекции федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 12.02.2018 с целью проверки соблюдения ООО «БК Олимп» требований законодательства об организации и проведении азартных игр и противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем 13.02.2018 в период времени с 11 часов 00 минут до 11 часов 40 минут проведена процедура регистрации участника игры на официальном веб-сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (доменное имя https//olimp.bet), через браузер мобильного телефона с абонентским номером <***>, с применением фото-фиксации. После перехода с официального сайта (https//olimp.bet) по гиперссылке «Регистрация» участнику азартной игры было предложено ввести номер мобильного телефона, на который получено SMS-сообщение с логином и паролем, при вводе которых осуществлена регистрация и формирование личного кабинета участника азартных игр. Последующий вход в личный кабинет осуществлен по одноразовому паролю, направленному также в форме смс-сообщения. Работник салона в АО «КИВИ Банк» сформировал электронное средство платежа на имя участника азартной игры в форме электронного кошелька Qiwi и зачислил на его счет переданные потенциальным участником азартных игр наличные денежные средства в сумме 200 рублей и стоимость услуги по оформлению кошелька – 50 рублей, при этом, в нарушение требований п.1 ч.1, ч.3 ст. 6.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 №244-ФЗ при проведении процедуры регистрации и идентификации через официальный сайт организатора азартной игры ООО «БК Олимп», а также заключении пари (интерактивной ставки), свою личность перед ООО «БК Олимп»» не подтвердил, лично в букмекерскую контору не приходил и документ, удостоверяющий личность, сотрудникам ООО «БК Олимп» участник азартной игры не предъявлял, иных процедур идентификации личности, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2011 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", не проходил, что послужило основанием для составления 23.04.2018 в отношении ООО «БК Олимп»» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ.
В подтверждение, что юридическим лицом ООО «БК Олимп» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №07-26/016-18 от 23.04.2018, составленный в отношении ООО «БК Олимп» (л.д.4); интернет-обращение ФИО2 от 05.02.2018 и сведения УФНС России по Самарской области о направлении интернет -обращения ФИО2 (л.д.9-10); определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 12.02.2018 (л.д.11); служебная записка начальника отдела оперативного контроля инспекции федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары о результатах проверочных мероприятий в отношении ООО «БК Олимп» (л.д.20-26); правила приема ставок и выплаты выигрышей букмекерской конторы ООО «БК Олимп»(л.д. 35-38) выписка из ЕГРЮЛ от 12.02.2018 и сведения ЕГРЮЛ по состоянию на 11.04.2018, в отношении ООО «БК Олимп» (л.д.42-45,48-56), – поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности юридического лица – ООО «БК Олимп» в совершении административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судебными инстанциями не установлено.
Доводы надзорной жалобы генерального директора ООО «БК Олимп» ФИО1 о нарушении должностным лицом административного органа порядка привлечения к административной ответственности обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку в рассматриваемом случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ явилось сообщение гражданина ФИО2 от 05.02.2018, содержащее данные, указывающие на нарушение ООО «БК Олимп» требований законодательства об организации и проведении азартных игр и противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем.
Довод надзорной жалобы представителя юридического лица, что сотрудниками инспекции проводились проверочные мероприятия в виде контрольной закупки, объективно материалами дела не подтвержден и судебными инстанциями не установлен, является предположением заявителя, поскольку сам по себе факт совершения интерактивной ставки для осуществления пари не свидетельствует об осуществлении контрольной закупки.
В ходе проведения административного расследования инспекция действовала в пределах предоставленных п.2 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" полномочий и с соблюдением всех установленных законом требований, поскольку контроль и надзор за исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предоставлен налоговым органам п.5.1.10 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.
Доводы в надзорной жалобе заявителя о нарушении правил подсудности при рассмотрении данного дела, поскольку административное расследование не проводилось, были проверены предыдущими судебными инстанциями и обоснованно отвергнуты как ненашедшие подтверждения, поскольку из материалов дела об административном правонарушении следует, что по данному делу проводилось административное расследование, в процессе которого проведен необходимый комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, что характеризует административное расследование, поэтому дело об административном правонарушении обоснованно рассмотренно судьей районного суда, поскольку в соответствии с ч.2 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому проведено административное расследование рассматривается судьей районного суда по месту нахождения органа проводившего административное расследование. Данное дело об административном правонарушении рассмотрено судьей районного суда по месту нахождения органа, проводившего административное расследование - Межрайонной ИФНС России по <адрес>, что отвечает требованиям ч.2 ст. 29.5 КоАП РФ.
Довод надзорной жалобы об отсутствии в действиях юридического лица ООО «БК Олимп»» события административного правонарушения, поскольку ответственность организатора азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторе за прием ставки без идентификации участника азартной игры предусмотрена лишь в отношении ставки, полученной в пункте приема, а не с использованием электронных средств платежа, является несостоятельным.
Согласно ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в частности организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
В целях реализации Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 №59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее Положение).
Согласно п.1.2 Положения организации в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. п. 1.1 и 1.2 ст. 7 названного Закона.
В силу п. 2.1 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов осуществляет деятельность по приему от физического лица денежных средств, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), их учету и переводу организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе с проведением идентификации участника азартной игры в соответствии с Федеральным законом, обеспечивающей установление возраста такого участника азартной игры.
В соответствии с п. 2.2 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор и тотализаторов при осуществлении деятельности по приему от физических лиц денежных средств, в том числе электронных денежных средств, обеспечивает учет и предоставление с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных организаторам азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах информации об участниках азартных игр, интерактивных ставках, принятых от участников данных видов азартных игр.
С учетом вышеизложенного, а также положений пп. 1 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ, прямо предусматривающих обязанность организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах идентифицировать клиента в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", действия юридического лица ООО «БК Олимп» по приему интерактивной ставки без идентификации его личности, как непосредственно, так и через банковского платежного агента АО «Киви Банк», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с санкцией части 1 статьи 14.1.1-1 указанного Кодекса субъектами административной ответственности, предусмотренной названной нормой, выступают, в числе прочих, юридические лица.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судебными инстанциями установлено, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Общество правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ.
Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, действия юридического лица ООО «БК Олимп» правильно квалифицированы по ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ.
Наказание юридическому лицу ООО «БК Олимп» назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица и отсутствия отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, в пределах санкции ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление районного судьи от 04.06.2018 судьей областного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 26.07.2018 дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения юридического лица ООО «БК Олимп» к административной ответственности по ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления районного судьи.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление Советского районного суда г.Самары от 04.06.2018 и решение Самарского областного суда от 26.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «БК Олимп» оставить без изменения, а надзорную жалобу генерального директора ООО «БК Олимп» ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров