ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-36/2014 от 30.01.2014 Омского областного суда (Омская область)

 4-/2014 (4-/2013)

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 г. Омск                                                                                         .01.2014 года

 Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев  надзорную жалобу Н.Л.,  законного представителя БУ г. Омска «библиотеки» на постановление мирового судьи  судебного участка  № 47 КАО г. Омска от 06.11.2013 года и  на решение Кировского районного суда г. Омска от 11.12.2013 года, вынесенные в отношении бюджетного учреждения г. Омска «библиотеки» по  делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ,

                                                УСТАНОВИЛ:

 постановлением мирового судьи  судебного участка  № 47 КАО г. Омска от 06.11.2013 года,  оставленным без изменения решением Кировского районного суда г. Омска от 11.12.2013 года, юридическое лицо  БУ г. Омска «библиотеки» было  подвергнуто штрафу в размере __ рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ.      

 Как следует из материалов дела, в ходе проведенной на основании распоряжения № 44 от  20.08.2013 года начальника территориального отдела надзорной деятельности Кировского АО г. Омска УНД ГУ МЧС России по Омской области  плановой проверки БУ г. Омска «библиотеки», были выявлены нарушения в области гражданской обороны, а именно:

 - не осуществило накопление  (освежение) средств индивидуальной защиты (противогазы) в  необходимом количестве 382 штуки (постановление Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, п. 3, 5 Положения; Приказ МЧС России от 21.12.2005 №  993, п. 3, 8; Приказ МЧС России от 27.05.2003 года № 285).

 В надзорной жалобе директор БУ г. Омска «библиотеки» Н.Л. просит отменить постановление  мирового судьи и решение суда, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается  на то, что Учреждение не является объектом гражданской обороны, поскольку не продолжает свою деятельность в военное время или в случае  чрезвычайных ситуаций. Учреждение не было надлежащим образом извещено о судебном разбирательстве дела.

 Изучив материалы дела № 5-/2013, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым  судебные  постановление и решение отменить, в связи со следующими обстоятельствами.

 Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,  основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

 При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ в отношении  юридического лица – БУ г. Омска «библиотеки» указанные требования закона судом не были соблюдены, поскольку не всем доказательствам по  делу была дана надлежащая оценка.

 В силу ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации  технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств  индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

 В статье 1 Федерального Закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ даны следующие понятия:

 гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения,  материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или  вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия,  осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации;

 гражданские организации гражданской обороны – формирования, создаваемые на базе  организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие  специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих действий;

 территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен  город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий  высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

 требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации  технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств  индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке,  установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение  мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;  осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к  использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических,  продовольственных, медицинских и иных средств.

 В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской  обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 года № 305 (далее - Положение N 305),  государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного  самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области  гражданской обороны.

 Согласно пункту 4 Положения № 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области  гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти,  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными  лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации  технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения,  средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

 В силу пункта 6 Положения № 305 должностные лица органов, осуществляющих государственный  надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

 а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской  обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного  самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

 б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций  и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и  пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

 в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами  исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями,  а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

 г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам  обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

 д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

 е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими  должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

 Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области  гражданской обороны, а, следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области вправе в пределах своих  полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами  исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и  организациями.

 Приказом МЧС России от 26.06.2012 года № 359 утвержден Административный регламент  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера (далее – Административный регламент № 359).

 Согласно статье 4 Административного регламента № 359 предметом государственного надзора  является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также  должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных  нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии с п. 66 Административного регламента № 359 предметом выездной проверки  является проверка соответствия и состояния, используемых субъектом надзора объектов и имущества гражданской обороны, технических систем  управления гражданской обороной, защитных сооружений, систем оповещения, средств индивидуальной защиты и специальной техники и  принимаемые субъектом надзора меры по исполнению обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 года № 1149 «О порядке  отнесения территорий к группам по гражданской обороне» утвержден Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

 В соответствии с указанным Порядком отнесение территорий городов или иных населенных  пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а  также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или  представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или  катастрофического затопления.

 Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и  третья группы по гражданской обороне (пункты 3 – 8  Порядка).

 Численность населения города Омска позволяет отнести город к первой группе территорий по  гражданской обороне.

 Основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили нарушения, выявленные  административным органом при проведении проверки.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных  требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора),  органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации,  обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их  устранения.

 Административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций,  указанных в Административном регламенте № 359. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего  законодательства, положения которого на них распространяются.

 При этом сам по себе факт нахождения Учреждения в городе Омске, не является  обстоятельством, в связи с которым на Учреждение могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны, а  именно в области исполнения обязанностей по эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской  обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества  гражданской обороны, возникающих при ведении военных действий или возникновении чрезвычайных ситуаций.

 Суды не истребовали справку из администрации муниципального образования «Город Омск» о  том, имеется ли у Учреждения мобилизационное задание на военное время,  является или нет организацией, продолжающей свою деятельность в  военное время.

 Таким образом, доказательств того, что БУ г. Омска «библиотеки» относится к субъектам  надзора, указанным в пункте 4 Административного регламента № 358, должностным лицом ГУ МЧС России  по Омской области в материалы дела  не представлено.

 Напротив, департаментом культуры Администрации города Омска, учредителем Бюджетного  учреждения города Омска «библиотеки», в письме от ЧЧММГГ исх. № __ указано, что «библиотеки прекращают свою деятельность в военное  время, администрация и персонал библиотек, члены их семей эвакуируются в загородную зону Омской области». Кроме того, в письме  департамента общественной безопасности Администрации города Омска (исх. от ЧЧММГГ № __) указано, что Бюджетное учреждение города Омска  «библиотеки» не имеет категории по гражданской обороне. Согласно пункту 116 Приказа МЧС России от 16.02.2012г. №70 ДСП «организации,  прекращающие свою деятельность в военное время, собственные планы   гражданской   обороны   не   разрабатывают.   Мероприятия   по  защите  работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

 Согласно Уставу Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей  образовательную и культурно-просветительную деятельность, его учредитель – г. Омск Омской области. Функции и полномочия Учредителя  осуществляют департамент культуры Администрации г. Омска.

 Суды 1 и 2 инстанции не учли, что в данном случае в материалах дела нет сведений о том, что у  Учреждения имеются (в том числе на балансе) объекты и имущество гражданской обороны. Не выяснено подпадает или нет Учреждение  под  перечень объектов, указанных в пункте 4 названного Административного регламента, а деятельность, осуществляемая им, не соприкасается с  объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в приложении № 1 к Федеральному  закону от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

 Учитывая статус БУ г. Омска «библиотеки», которое является образовательным учреждением и  не отнесено к организациям, обеспечивающим оборону населения,  а также  к объектам экономики, продолжающим работу в военное время, а  также отсутствие в материалах дела доказательств того, что оно входит в единую государственную систему гражданской обороны,  из  вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать  однозначный вывод о том, что Учреждение является обязанным:

 - осуществлять накопление  (освежение) средств индивидуальной защиты (противогазы) в  необходимом количестве 382 штуки.

 Между тем, в структурных подразделениях Учреждения  (библиотеках) Кировского АО г. Омска  работают всего 54 сотрудника, имеется в наличии 50 противогазов

 Протоколом об административном правонарушении установлены такие нарушения правил  использования и содержания средств индивидуальной защиты со стороны юридического лица БУ г. Омска «библиотеки», как накопление,  освежение средств индивидуальной защиты.

 Понятиями «использование и содержание СИЗ»  не охватываются понятия «накопление и  освежение СИЗ».

 Под освежением СИЗ можно понимать необходимость замены медицинских препаратов,  противогазов  с истекшим сроком годности.

  Однако в протоколе об административном правонарушении не отражены  факты о необходимом и  имеющемся количестве противогазов, а также о времени их приобретения и  сроках  хранения.

 В материалах дела имеется приказ директора БУ «библиотеки» от ЧЧММГГ «О создании  комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности», председателем которой назначена И.Г., которая прошла обучение в БОУ ДПО  «Учебно-методический центр по ГО и ЧС Омской области» в 2012 году.

 Этим обстоятельствам оценку судом 1 и 2 инстанции не было дано.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении БУ «библиотеки»  о дне судебного заседания. Судебные повестки направлялись по адресу  и возвращались в связи с истечением срока хранения. По системе  2ГИС по указанному адресу расположен детский сад №__. Юридический адрес БУ «библиотеки» указан . Также имеются офисы по   и . 

В качестве подразделений в Кировском административном округе г. Омска расположены 10  библиотек, одна из который ДИБ «О» по адресу: .

 Согласно ч.1 ст.27.8 КОАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и  документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии  со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

 Часть 2 ст.27.8 КОАП РФ также предусматривает, что осмотр принадлежащих юридическому лицу  или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии  представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

 При проверке помещений и документов  БУ «библиотеки» понятые отсутствовали. Участвующий  при проверке законный представитель БУ «библиотеки» не опрашивалась по поводу выявленных нарушений, однако виновность юридического лица  оспаривала.

 При указанных обстоятельствах акт проверки нельзя признать в качестве допустимого  доказательства, соответственно,  виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7  КОАП РФ не была  установлена совокупностью допустимых и достоверных доказательств.

 На основании изложенного,  руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КОАП РФ,

 ПОСТАНОВИЛ:  

 постановление мирового судьи  судебного участка  № 47 КАО г. Омска от 06.11.2013 года и  решение Кировского районного суда г. Омска от 11.12.2013 года, вынесенные в отношении бюджетного учреждения г. Омска «библиотеки» по делу  об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ – отменить.

  Прекратить производство по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании  которых были вынесены указанные постановление и решение.

             Копию постановления направить для сведения БУ г. Омска «библиотеки», в  Территориальный отдел надзорной деятельности Кировского АО г. Омска УНД ГУ МЧС России по Омской области.

 Председатель

 Омского областного суда                                                        В.А. Ярковой