ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-376/2014 от 29.09.2014 Томского областного суда (Томская область)

  № 4а – 376/2014

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 29 сентября 2014 года г. Томск

 Исполняющий обязанности председателя Томского областного суда Школяр Л.Г., рассмотрев жалобу защитника территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Барсуковой Т.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г. Томска от 28.04.2014 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 18.06.2014, вынесенные в отношении территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

 постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г.Томска от 28.04.2014, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 18.06.2014, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее – ТУ Росимущества в Томской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.

 В жалобе защитник Барсукова Т.В. просит постановленные по делу судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными. Считает, что ТУ Росимущества в Томской области – территориальный орган федерального органа исполнительной власти и не является субъектом надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее – ГУ МЧС России по Томской области). При рассмотрении дела неверно применен п. 40 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358, руководствоваться необходимо пп. 4 п. 13 Положения о ГУ МЧС России по Томской области, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372. Приводит довод о том, что судебные инстанции неверно применили ст. 210 вместо ст. 296 Гражданского кодекса РФ. ГУ МЧС России по Томской области уполномочено проверять ТУ Росимущества как юридическое лицо, организационно-правовой формой которого является бюджетное учреждение. Предметом проверки могло быть имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления. На момент проверки за ТУ Росимущества закреплены на праве оперативного управления только нежилые помещения по /__/ и /__/ в /__/. Отмечает, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства того, что ТУ Росимущества располагается на территории возможного радиоактивного загрязнения, сведения об этом являются конфиденциальными и закреплены в документе закрытого доступа. Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что г.Томск отнесен к первой группе по гражданской обороне и что указанная информация доводится до обучающихся на курсах гражданской обороны, выводы суда об этом носят предположительный характер.

 Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы защитника ТУ Росимущества в Томской области Барсуковой Т.В., прихожу к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

 Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

 В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

 Согласно п. 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

 Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 № 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, которое определяет организацию и порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовой формы.

 Абзацем четвертым и пятым пункта 8 Положения закреплено, что накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения, в том числе для работников радиационных опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

 В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 Из материалов дела об административных правонарушениях следует, что в результате проверки, проведенной главным специалистом управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Томской области в отношении ТУ Росимущества в Томской области, расположенного по адресу: /__/, установлено, что не обеспечены средствами индивидуальной защиты работники управления – противогазами из расчета 100% от общей численности работников; не обеспечено своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержание в состоянии, пригодном к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных технических документов защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности Российской Федерации, № 59 по адресу: /__/; № 22 по адресу: /__/; №14 по адресу: /__/ № 13 по адресу: /__/; № 12 по адресу: /__/; № 33 по адресу: /__/ № 16 по адресу: /__/ № 48 по адресу: /__/.

 Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения мировым судьей судебного участка № 3 Кировского судебного района г.Томска 28.04.2014 ТУ Росимущества в Томской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. При этом мировой судья пришел к выводу об исключении из числа допущенных управлением нарушений необеспечение работников управления другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с табелями аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций как излишне вмененное и не нашедшее своего подтверждения.

 Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 20.02.2014 № 12 (л.д. 3-7); распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 17.02.2014 № 12 (л.д. 9-10); актом проверки от 20.02.2014 № 12 и актами осмотра защитных сооружений гражданской обороны (л.д. 11-27, 37-41); сведениями о среднесписочной численности работников ТУ Росимущества в Томской области за предшествующий календарный год (л.д. 28); перечнем защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в казне Российской Федерации (л.д. 42); копиями инвентаризационных карточек защитных учреждений гражданской обороны № 12, 16 (л.д. 61-70).

 Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных доказательств не имеется.

 Довод о том, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства того, что ТУ Росимущества в Томской области располагается на территории возможного радиоактивного загрязнения, что г.Томск отнесен к первой группе по гражданской обороне, проверен судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении и получил надлежащую правовую оценку. Правильность данной оценки сомнений не вызывает.

 Кроме того, на основании п. 6 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149, город Томск относится к первой группе территорий по гражданской обороне. Согласно ответу на запрос от 21.04.2014 № 4-1-11-541 ГУ МЧС России по Томской области ТУ Росимущества в Томской области попадает в зону радиоактивного загрязнения (заражения) в случае выброса технологических отходов из хранилища технологических ЖРО при прохождении смерча на ОАО «/__/» (л.д. 124).

 В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

 Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем судебные инстанции совершенно верно признали их допустимыми доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления виновности ТУ Росимущества в Томской области в совершении инкриминируемого ему деяния.

 Таким образом, рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.

 При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда все доводы жалобы защитника ТУ Росимущества в Томской области проверены, все материалы дела исследованы в полном объеме. Оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы в совокупности, судья Кировского районного суда г.Томска верно пришел к выводу, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

 Признавая ТУ Росимущества в Томской области виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, мировой судья правильно исходил из того, что обязанность по контролю за распоряжением, использованием по назначению, сохранностью объектов гражданской обороны возложена на ТУ Росимущества в Томской области, т.к. указанные объекты находятся в федеральной собственности, не передавались в оперативное управление, хозяйственное ведение или в пользование в целях сохранения объекта и имущества гражданской обороны каким-либо организациям.

 Доводы жалобы о том, что предметом проверки могло быть только имущество, принадлежащее ТУ Росимущества в Томской области на праве оперативного управления и о неверном применении ст. 210 Гражданского кодекса РФ, подлежат отклонению.

 На основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

 Статьей 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

 Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, установлено п. 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374.

 Кроме того, в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны функции по осуществлению контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию отнесены как к компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, так и к компетенции федеральных органов исполнительной власти (пункты 8, 9 указанного Порядка).

 Вышеизложенное в совокупности с положениями ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» подтверждает правильность выводов мирового судьи.

 Довод жалобы о том, что ТУ Росимущества в Томской области не является субъектом надзора ГУ МЧС России по Томской области, является несостоятельным.

 МЧС России осуществляет в установленном порядке федеральный государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (п. 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868).

 В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 (далее - Положение № 305), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

 Согласно пункту 4 Положения № 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

 В силу пункта 6 Положения № 305 должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

 а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

 б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

 в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

 г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

 д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

 е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

 Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 359 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Согласно статье 4 Административного регламента № 359 предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны. Означенный документ не содержит положений, которые свидетельствуют о том, что ТУ Росимущества в Томской области не является субъектом надзора ГУ МЧС России по Томской области.

 Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а, следовательно, и территориальные органы ГУ МЧС России по Томской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, более того, согласно п. 41 Административного регламента № 359 при исполнении государственной функции должностные лица надзорных органов структурных подразделений ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций), уполномоченных на проведение надзорных мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организуют и проводят проверки территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также должностных лиц и граждан на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

 Доводы жалобы, основанные на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций.

 С учетом изложенного совершенное ТУ Росимущества в Томской области деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.

 Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, ст. 1.5 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ТУ Росимущества в Томской области не допущено.

 Постановление о привлечении ТУ Росимущества в Томской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

 Административное наказание назначено ТУ Росимущества в Томской области в минимальных пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.

 При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в своей законности и обоснованности не вызывают, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности председателя Томского областного суда

постановил:

 постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г. Томска от 28.04.2014 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 18.06.2014, вынесенные в отношении территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Барсуковой Т.В. – без удовлетворения.

 Исполняющий обязанности

 председателя Томского областного суда Л.Г. Школяр