ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-379 от 07.07.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

№ 4а-379

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

гор. Ижевск 7 июля 2015 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу защитника Агашина Д.В.С.

на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Удмуртской Республики по охране природы, заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 11 сентября 2014 года, решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 31 октября 2014 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> Агашина Д.В.,

у с т а н о в и л :

постановлением государственного инспектора Удмуртской Республики по охране природы, заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 11 сентября 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 31 октября 2014 года и решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 февраля 2015 года, <данные изъяты> Агашин Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Защитник Агашина Д.В., не согласившись с вступившими в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении и решениями по результатам рассмотрения жалоб на данное постановление, оспорил их, подав жалобу в Верховный Суд Удмуртской Республики.

В жалобе защитник просит вынесенные в отношении Агашина Д.В. постановление и решения отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих требований заявитель приводит следующие доводы: к полномочиям <данные изъяты> не относятся вопросы организации и мониторинга природной среды в зоне влияния полигона, его рекультивацию; по постановлению от 16 сентября 2014 года поручено закрепить полигон твердых бытовых отходов на праве оперативного управления за Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации гор. Ижевска, исключив полигон твердых бытовых отходов из состава казны гор. Ижевска; контроль за состоянием окружающей среды на полигоне не проводится в виду отсутствия необходимых финансовых средств; исследованные пробы поверхностной воды из р. Чультемка соответствуют требованиям действующего законодательства, какие-либо биологические составляющие не обнаружены; исследование образцов почв полигона и проб почв на границе полигона по микробиологическим показателям и санитарно-паразитологическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03; администрацией города нарушения природоохранного законодательства допущены не были.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики 9 июня 2015 года, доводы жалобы, не нахожу оснований для удовлетворения указанной жалобы в связи со следующими обстоятельствами.

Административным органом, судьями действия <данные изъяты> Агашина Д.В., как должностного лица, квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой законодательства об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Таким образом, состав административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ образует деяние лица при обращении с отходами производства и потребления, нарушающие экологические и санитарно-эпидемиологические требования.

Статья 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, а под размещением отходов – хранение и захоронение отходов.

Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации (пункт 3); при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (пункт 4).

В свою очередь, согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); при этом, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2).

Из материалов дела следуют и установлены административным органом при рассмотрении дела и судьями при рассмотрении жалоб на постановление следующие обстоятельства.

Полигон твердых бытовых отходов, расположенный на <данные изъяты> километре <данные изъяты> (<данные изъяты> район), входил в состав муниципального имущества гор. Ижевска и является местом размещения отходов.

Указанный полигон ТБО законсервирован с 1998 года, занимает земельный участок площадью 11,3 га, объем накопленных отходов составляет 1,05 млн. м3, емкость полигона заполнена на 100 процентов.

По заказу администрации города Ижевска ГУП «Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан и Научно-производственной фирмой «Эко-лайн» в 2002 году разработан проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов гор. Ижевска по Сарапульскому тракту. В 2005 году указанными проектными организациями выполнена корректировка проекта. В 2012 году корректировка проекта выполнена ОАО «Институт «Удмуртгипроводхоз». Данным проектом предусматривалось устройство дренажной системы, позволяющей собирать и отводить фильтрат в накопительную емкость, установка указанной накопительной емкости, а также обеззараживание и вывоз свалочного фильтрата на очистные сооружения.

23 июня 2014 года административным органом выявлено, что на территорию полигона не санкционированно завозятся отходы, имеется значительное скопление свалочного фильтрата между телом полигона и защитной грунтовой обваловкой, создающее реальную угрозу перелива фильтрата через обваловку и его поступления на прилегающую территорию и протекающую вблизи р. Чультемка. Кроме того, на прилегающей к полигону территории в непосредственной близости от обваловки обнаружены лужи жидкости темного цвета. По результатам проведенных исследований установлено, что жидкость темного цвета, обнаруженная на прилегающей к полигону территории, является результатом выхода свалочного фильтрата за пределы обваловки. Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора РФ №445 от 18 июля 2014 года выделен вид отхода - «инфильтрационные воды объектов размещения отходов», код отхода – 7 39 101 00 00 0, класс опасности для окружающей природной среды не определен.

Таким образом, по делу достоверно установлено, что работы по исключению сброса свалочного фильтрата с территории полигона твердых бытовых отходов на прилегающую к ней территорию, предусмотренные проектом рекультивации, а именно: устройство дренажной системы, позволяющей собирать и отводить фильтрат в накопительную емкость, установка указанной накопительной емкости, а также обеззараживание и вывоз свалочного фильтрата на очистные сооружения, не производились.

Такое бездействие <данные изъяты>, как собственника полигона твердых бытовых отходов, является нарушением требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и образует состав правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ.

Квалификация административным органом и судьями деяния, допущенного Администрацией гор. Ижевска, признается верной.

Определяя лицо, подлежащее административной ответственности, административный орган и судьи верно исходили из положений Устава Муниципального образования «Город Ижевск», Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также контракта от 30 ноября 2010 года и обоснованно привлекли к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ <данные изъяты> Агашина Д.В., как должностное лицо (статья 2.4 КоАП РФ).

Не может повлиять на правильность и обоснованность выводов административного органа и судей ссылка в жалобе на то, что по постановлению от 16 сентября 2014 года полигон твердых бытовых отходов поручено закрепить на праве оперативного управления за Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации гор. Ижевска, а также на то, что по контракту от 24 сентября 2014 года были проведены проектные работы по полигону твердых бытовых отходов, результатам которых явилась корректировка ранее разработанного проекта.

Так, названные в жалобе обстоятельства имели место после совершения администрацией города бездействия, которое и явилось основанием для привлечения к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ<данные изъяты> года, а именно 16 сентября 2014 года и 24 сентября 2014 года соответственно, поэтому принятие постановления от 16 сентября 2014 года и заключение 24 сентября 2014 года контракта на событие правонарушения не влияет, об отсутствии в деянии <данные изъяты> Агашина Д.В. состава правонарушения не указывает.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела административным органом и судьями были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление и решения, доказаны.

Постановление о привлечении Агашина Д.В., как должностного лица, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Агашину Д.В. в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьями 30.18, 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л :

постановление государственного инспектора Удмуртской Республики по охране природы, заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 11 сентября 2014 года, решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 31 октября 2014 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> Агашина Д.В. оставить без изменения, жалобу защитника Агашина Д.В.С. – без удовлетворения.

Заместитель Председателя

Верховного Суда Удмуртской Республики А.В. Емельянов