ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-381/17 от 07.12.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

4а-381/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

... 07 декабря 2017 года

Заместитель председателя Смоленского областного суда Ерофеев А.В., рассмотрев жалобу начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску А.И. на вступившее в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 4 в г. Смоленске от 12.07.2017,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 4 в г. Смоленске от 12.07.2017, оставленным без изменения решением судьи Заднепровского районного суда г.Смоленска от 28.08.2017, ООО «Букмекер ПАБ» (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В жалобе начальник ИФНС России по г. Смоленску просит вышеуказанное постановление отменить, ссылаясь на отсутствие у мирового судьи законных оснований для переквалификации действий ООО «Букмекер ПАБ» с ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ на ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, дело возвратить на новое рассмотрение.

ООО «Букмекер ПАБ», будучи извещенным в соответствии с требованиями ч. 2 ст.30.15 КоАП РФ о принесении указанной жалобы, возражений на нее не представило.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

К числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст.26.1 КоАП РФ).

Как следует из представленных материалов, в ходе проверки, проведенной в период с 24.04.2017 по 28.04.2017 на основании распоряжения начальника ИФНС России по г.Брянску от 07.02.2017 в отношении ООО «Букмекер Паб», при исследовании кассовых документов в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: ..., ..., ..., установлены факты осуществления Обществом по указанному адресу наличных расчетов в процессе деятельности по организации и проведению азартных игр (выплаты участникам азартных игр выигрышей) за счет наличных денежных средств, поступивших в кассу обособленного подразделения ООО«Букмекер Паб», а именно: (дата) осуществлены выплаты выигрышей в сумме <данные изъяты>. (расходный кассовый ордер от (дата) №Птр/105511/2), <данные изъяты>. – З.А. (расходный кассовый ордер от (дата) <данные изъяты>), <данные изъяты> руб. – Ф.В. (расходный кассовый ордер от (дата) <данные изъяты>).

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела протоколом об административном правонарушении, копией распоряжения о проведении плановой выездной проверки, копией лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, копией акта проверки, сведениями базы АИС «Налог», копией фискального отчета, копиями листов кассовой книги, а также иными письменными доказательствами.

В связи с указанным, проводивший проверку орган пришел к выводу о том, что ООО«Букмекер Паб» по месту осуществления лицензируемого вида деятельности не выполняет лицензионное требование в части выполнения положений ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от29.12.2006 № 244-ФЗ), что явилось основанием для составления в отношении привлекаемого лица протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

Таким образом, осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ.

Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах установлены в п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 (далее – Положение).

Одним из таких требований, указанном в пп. «з» п. 4 Положения, является соблюдение лицензиатом требований, установленных ч. 5 ст. 6 и ч. 2 ст. 8 Федеральногозакона № 224-ФЗ.

В силу ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 224-ФЗ организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.

Как следует из п. 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановлением ПравительстваРФ от 10.07.2007 № 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.

Банком России утверждены Указания от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», направленные на соблюдение кассовой дисциплины и правильного учета денежных средств в кассе, а также устанавливающие правила ведения кассовых операций с денежными средствами (своевременное и правильное оформление кассовых документов (приходных и расходных кассовых ордеров), отсутствие превышений кассового лимита и ограничений по расчетам наличными денежными средствами).

По результатам анализа приведенных норм права мировой судья пришел к выводу о том, что нарушение лицензиатом правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр является нарушением лицензионных требований, а не нарушением лицензионных условий, необходимых для получения лицензии, в связи с чем действия Общества, связанные с нарушением правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, то есть нарушение лицензионных требований, не подлежат квалификации по ч. 3 ст. 14.1.1 КоАПРФ, а указанное нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

С данным выводом согласился судья районного суда при рассмотрении жалобы начальника ИФНС России по г. Смоленску на постановление мирового судьи.

Между тем, частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Приведенная норма является общей нормой, предусматривающей ответственность за нарушение требований к осуществлению лицензируемой предпринимательской деятельности.

Как разъяснено в п.п. 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «Онекоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч.ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАПРФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.

С учетом изложенного состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, предполагает специальный субъект административного правонарушения – лицо, осуществляющее организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и имеющее соответствующую лицензию, и является специальной нормой по отношению к административному правонарушению, предусмотренному ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Кроме того, мировой судья и судья районного суда при рассмотрении дела приняли довод Общества о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, подразумевает нарушение именно условий осуществления лицензируемого вида деятельности, в то время как в указанных выше п.п. 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 прямо предусмотрено, что под нарушением условий осуществления лицензируемого вида деятельности понимается нарушение как условий, так и требований, предъявляемых к такому виду деятельности.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что мировым судьей и судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования ст.ст. 24.1, 26.1, 30.4, 30.6 КоАП РФ, не приняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, не устранены противоречия относительно обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая изложенное, постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 4 в г. Смоленске от 12.07.2017, а также решение судьи Заднепровского районного суда г.Смоленска от 28.08.2017, которым вышеприведенное постановление было оставлено без изменения, подлежат отмене в связи с допущенными по делу существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Букмекер ПАБ» – возвращению на новое рассмотрение мировому судье № 4 в г. Смоленске от 12.07.2017, поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности не истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.16-30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску А.И.. удовлетворить.

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 4 в г. Смоленске от 12.07.2017 и решение судьи Заднепровского районного суда г.Смоленска от 28.08.2017, вынесенные в отношении ООО «Букмекер ПАБ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.1 КоАПРФ, в отношении ООО «Букмекер ПАБ», возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 4 в г. Смоленске.

Заместитель председателя

Смоленского областного суда ФИО1