ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-381/19ПО от 17.06.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

р/с Лоншаков Ю.С.обл/с Язынина С.Г. дело № 4а-381/2019 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Волгоград 17 июня 2019 г.

Заместитель председателя Волгоградского областного суда Клочков А.В., рассмотрев жалобу Дубовой Наталии Викторовны на вступившие в законную силу постановление судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 января 2019 г. и решение судьи Волгоградского областного суда 27 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах Дубовой Наталии Викторовны,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 января 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда 27 февраля 2019 г., начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах Дубовая Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с указанными выше постановлением и решением, ФИО1 обратилась в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ с жалобой в Волгоградский областной суд. Состоявшиеся по делу акты просит отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, для должностных лиц влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ «О прокуратуре РФ») предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч. 2 и 13 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пп. 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст. 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно п. 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. 5.2.4, 5.2.5 названного положения к полномочиям Роспотребнадзора относятся полномочия определения критериев существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды и перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды.

Системный анализ вышеприведенных норм дает основания для вывода о том, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры могут привлекать представителей иных государственных органов, в том числе Роспотребнадзора, для оказания помощи при разрешении в ходе проверок вопросов, отнесенных законом к виду деятельности указанных органов.

Как следует из материалов дела, в связи с поручением прокуратуры Волгоградской области о проверке исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения 24 сентября 2018 г. прокурором Новониколаевского района Волгоградской области направлено требование начальнику территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах ФИО2 о необходимости 2 октября 2018 г. выделить специалиста для проверки качества и отбора воды, подаваемой системами водоснабжения МУП «Хоперская вода», ООО «Водстройсервис», УМП «Новониколаевское МПОКХ» и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.

28 сентября 2018 г. в прокуратуру Новониколаевского района Волгоградской области поступило сообщение за подписью ФИО2, из которого следует, что проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок на основании требований прокуратуры на безвозмездной основе нормами законодательства не предусмотрено. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области». По смыслу названного сообщения в удовлетворении требования прокурора о выделение ему специалиста, необходимость которого обозначена в обращении прокурора от 24 сентября 2018 г., отказано.

Также 5 октября 2018 г. прокурором Новониколаевского района Волгоградской области направлено требование начальнику территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах ФИО2 в срок до 15 октября 2018 г. провести проверки качества вышеназванной воды, представив результаты проверок по вопросам соответствия воды подземного источника и разводящих сетей систем централизованного водоснабжения микробиологическим и санитарно-химическим показателям.

9 октября 2018 г. в прокуратуру Новониколаевского района Волгоградской области поступил ответ начальника территориального отдела ФИО2, в котором указано, что в требовании от 5 октября 2018 г. не содержится информации о поступивших в прокуратуру материалах и обращениях о нарушении законодательства о водоснабжении на территории Новониколаевского района, в связи с чем провести внеплановые проверки субъектов, оказывающих услуги по водоснабжению населения, не представляется возможным. Также указано о готовности выделить специалиста для участия в проверке для выяснения возникших вопросов.

По факту невыполнения названных требований прокурора 16 октября 2018 г. в отношении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

Согласно постановлению ФИО2 как должностное лицо признана виновной в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно в том, что она не выполнила требование прокурора от 24 сентября 2018 г. о выделении специалиста Учреждения для проверки качества и отбора воды, подаваемой системами водоснабжения МУП «Хоперская вода», ООО «Водостройсервис», УМП «Новониколаевское» и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.

Обвинение по эпизоду неисполнения ФИО2 требования прокурора от 5 октября 2018 г. о необходимости в срок до 15 октября 2018 г. проведения проверки качества подаваемой МУП «Хоперская вода» и ООО «Водостройсервис» воды для потребления населением в питьевых и бытовых целях судом как необоснованное было исключено.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ст. 17.7 КоАП РФ.

Доводы надзорной жалобы ФИО1 не опровергают установленных обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и решения.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что в ответе на требование прокурора от 5 октября 2018 г. не содержалось отказа выделить специалиста для выяснения возникающих при проведении проверки вопросов, несостоятельны, так как выделение специалиста для проведения качества воды прокурор требовал от ТО Роспотребнадзора ранее в требовании от 24 сентября 2018 г., но письмом начальника ТО Роспотребнадзора ФИО1 от 28 сентября 2018 г. прокурору было отказано.

Изложенное в письме начальника ТО Роспотребнадзора ФИО1 от 9 октября 2018 г. прокурору предложение выделить специалиста для выяснения возникающих вопросов относится к требованию прокурора от 5 октября 2018 г. и не свидетельствует об исполнении его требования от 24 сентября 2018 г.

Других значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления и решения, надзорная жалоба ФИО1 не содержит.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 января 2019 г. и решения судьи Волгоградского областного суда 27 февраля 2019 г. не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу ФИО2 оставить без удовлетворения.

Постановление судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 января 2019 г. и решение судьи Волгоградского областного суда 27 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах ФИО2 оставить без изменения.

Заместитель председателя ФИО3