ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-387/19 от 07.05.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

№ 4а-387/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 07 мая 2019 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 – представителя по доверенности заместителя главы г.о.Тольятти ФИО2 на постановление Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 21.01.2019г. и решение судьи Самарского областного суда от 05.03.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.63 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением прокурора г.Тольятти Самарской области от 27.11.2018г. в отношении должностного лица - заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.63 КоАП РФ за повторное нарушение должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков.

Постановлением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 21.01.2019г. заместитель главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.63 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа 10.000 рублей.

Решением судьи Самарского областного суда от 05.03.2019г. постановление районного суда от 21.01.2019г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представитель ФИО1 ссылается на незаконность и необоснованность привлечения заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 к административной ответственности и несоответствие выводов предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; полагает, что заместитель главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 не является субъектом вмененного административного правонарушения; обращает внимание на неверную квалификацию действий заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 по ч.4 ст.5.63 КоАП РФ, поскольку ему вменяется нарушение порядка предоставления государственной услуги, тогда как департамент градостроительной деятельности администрации г.о.Тольятти предоставляет только муниципальные услуги, а предоставление государственных услуг не осуществляет; утверждает о вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении за пределами сроков, предусмотренных ст.28.5 КоАП РФ; указывает, что судьей областного суда в нарушение требований ч.2 ст.30.7 КоАП РФ в решении не указан срок и порядок его обжалования; просит судебные решения в отношении должностного лица - заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 отменить с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2010г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон от 27.07.2010г. N 210-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего ФЗ, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Частью 1.1 статьи 5.63 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью HYPERLINK consultantplus://offline/ref=00277CA8C7CD2BDBAE6F14CE7F0BFD142C86E6031B8166571BC481792C232E800F1CE56466F06BB4679C32C1B8157B4E398B12E2142D58f4I 1.1 статьи 5.63 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.63 КоАП РФ.

Согласно п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП ПФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст.4.6 КоАП РФ.

В силу ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что помощником прокурора г.Тольятти Самарской области по обращению ФИО3 – представителя по доверенности ФИО5, ФИО4, на основании решения прокурора г.Тольятти Самарской области №299 от 17.04.2018г. проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства и законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в отношении администрации г.о.Тольятти Самарской области, в ходе которой установлено, что ФИО4 и ФИО5 являются собственниками на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:1847, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: офисные объекты, площадью 12 662 кв.м., по адресу: <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписки из ЕГРН.

ФИО4 и ФИО5 в лице своего представителя, обратились 28.09.2017 года в администрацию г.о.Тольятти с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в виде офисного объекта - I очереди на вышеуказанном земельном участке.

Уведомлением №7638/5 от 06.10.2017г. заместителем главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 заявителям отказано в предоставлении государственной услуги - выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта по основанию несоответствия представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство раздела 1 градостроительного плана земельного участка.

Данный отказ ФИО5 и ФИО4 обжалован в Ставропольский районный суд Самарской области. Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 11.12.2017г. административные исковые требования ФИО4 и ФИО5 удовлетворены частично, вышеуказанное решение администрации г.о.Тольятти в виде уведомления отменено и постановлено обязать администрацию г.о.Тольятти повторно рассмотреть заявление ФИО4 и ФИО5 о выдаче разрешения на строительство объекта от 28.09.2017 года с принятием мотивированного решения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20.02.2018г. апелляционная жалоба администрации г.о.Тольятти на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 11.12.2017г. оставлена без рассмотрения по существу.

В администрацию г.о.Тольятти 14.03.2018г. от ФИО6 - представителя по доверенности ФИО4 и ФИО5, поступило заявление об исполнении решения Ставропольского районного суда Самарской области от 11.12.2017г. о повторном рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство объекта.

По результатам рассмотрения указанного заявления администрацией г.о.Тольятти 10.04.2018г. за подписью заместителя главы городского округа Тольятти Самарской области по имуществу и градостроительству ФИО2, ранее 04.10.2017г., 10.10.2017г., 12.10.2017г., привлеченного к административной ответственности мировым судьей судебного участка №114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ за нарушение должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, заявителю направлено уведомление №Гр.М/2133 от 10.04.2018г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа, то есть спустя 18 рабочих дней вместо установленного нормами действующего законодательства срока - 7 рабочих дней с момента поступления заявления на рассмотрение, чем нарушено требование ч.11 ст.51 ГрК РФ.

Выявленное нарушение явилось основанием для возбуждения прокурором г.Тольятти Самарской области 27.11.2018г. в отношении должностного лица - заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.63 КоАП РФ с последующим привлечением заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 к административной ответственности.

В подтверждение, что должностным лицом - заместителем главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.5.63 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.11.2018г. (л.д.3-8); заявление ФИО3 – представителя по доверенности ФИО5, ФИО4 от 28.03..2018г., направленное в прокуратуру г.Тольятти Самарской области с просьбой принять меры прокурорского реагирования с привлечением должностных лиц к административной ответственности по ст.5.63 КоАП РФ в связи с подписанием уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги с пропуском, установленного законодательством Российской Федерации срока (л.д.10-11); решение Ставропольского районного суда Самарской области от 11.12.2017г., согласно которому административные исковые требования ФИО4 и ФИО5 удовлетворены частично, решение администрации г.о.Тольятти в виде уведомления отменено и администрация г.о.Тольятти обязана повторно рассмотреть заявление ФИО4 и ФИО5 о выдаче разрешения на строительство объекта от 28.09.2017г. с принятием мотивированного решения (л.д.10-19; 37-40); апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20.02.2018г., согласно которому апелляционная жалоба администрации г.о.Тольятти на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 11.12.2017г. оставлена без рассмотрения по существу (л.д.20-21; 41-42); заявление ФИО6 - представителя по доверенности ФИО4 и ФИО5, поступившее в администрацию г.о.Тольятти 14.03.2018г. (вх.№С-1130/М) об исполнении решения Ставропольского районного суда Самарской области от 11.12.2017г. о повторном рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство объекта (л.д.22-23; 35-36); решение прокурора г.Тольятти Самарской области о проверке соблюдения требований градостроительного законодательства и законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в отношении администрации г.о.Тольятти Самарской области №299 от 17.04.2018г. (л.д.24); заявление ФИО6 - представителя по доверенности ФИО4 и ФИО5 №4-837/5.1 от 28.09.2017 года о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в виде офисного объекта - I очереди на вышеуказанном земельном участке, направленное в администрацию г.о.Тольятти (л.д.31-33); уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги №7638/5 от 06.10.2017г., направленное ФИО4 и ФИО5 за подписью заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 (л.д.34); уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги №Гр.М/2133 от 10.04.2018г., направленное ФИО4 и ФИО5 за подписью заместителя главы городского округа Тольятти Самарской области по имуществу и градостроительству ФИО2 (л.д.43-44); постановление мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области №5-851/2017 от 12.10.2017г. о привлечении заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ (л.д.61-64); решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 14.12.2017г. об оставлении без изменения постановления мирового судьи от 12.10.2017г. (л.д.65-66); постановление мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области №5-789/2017 от 10.10.2017г. о привлечении заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ (л.д.68-70); решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 25.12.2017г. об оставлении без изменения постановления мирового судьи от 10.10.2017г. (л.д.72-75); постановления мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области №№5-849/2017 и 5-850/2017 от 12.10.2017г. о привлечении заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ (л.д.76-79); решения Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 28.11.2017г. об оставлении без изменения постановлений мирового судьи от 12.10.2017г. (л.д.82-84; 91-99); постановление мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области №5-790/2017 от 04.10.2017г. о привлечении заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ (л.д.104-106); решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 22.11.2017г. об оставлении без изменения постановления мирового судьи от 04.10.2017г. (л.д.108-110); постановления заместителя председателя Самарского областного суда от 12.03.2018г. об оставлении без изменения постановлений мирового судьи от 12.10.2017г. о привлечении заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ и решений Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 28.11.2017г. и от 22.11.2017г. об оставлении без изменения постановлений мирового судьи (л.д.87-90; 100-103; 111-114); показания помощника прокурора г.Тольятти Самарской области ФИО7 об обстоятельствах выявления признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.63 КоАП РФ.

Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, обоснованно предыдущими судебными инстанциями отнесены в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, поскольку исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица - заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Вопреки доводам надзорной жалобы постановление о возбуждении дела об административном правонарушении обоснованно признано предыдущими судебными инстанциями в качестве допустимого доказательства, поскольку составлено в отношении должностного лица – заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст.28.4 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано.

Заместителю главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 разъяснялись права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, и положения ст.51 Конституции РФ, о чем свидетельствует подпись в постановлении прокурора в графе разъяснения прав лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (л.д.8).

Доводы надзорной жалобы о вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении за рамками сроков, предусмотренных статьей 28.5 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание.

Как следует из ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 данного Кодекса (часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ).

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ приравнивается к протоколу об административном правонарушении.

Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Несоблюдение сроков составления протокола не может повлечь безусловную отмену судебных решений, поскольку согласно положениям пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение установленных ст.28.5 и 28.8 Кодекса сроков составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административных правонарушениях) является несущественным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Учитывая, что данный срок не является пресекательным, само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении либо вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом либо постановлением подтверждается факт правонарушения, соответственно указанные обстоятельства не могли явиться основанием для освобождения заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 от административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.5.63 КоАП РФ.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу п.3.4.4 Постановления администрации городского округа Тольятти от 26.06.2017г. №2186-п/1 «О распределении полномочий между главой городского округа, первым заместителем главы городского округа, заместителями главы городского округа и заместителем главы городского округа - руководителем аппарата администрации городского округа Тольятти» (далее - Постановление от 26.06.2017 года №2186-п/1) заместитель главы городского округа по имуществу и градостроительству подписывает, в том числе разрешения на строительство, уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство (л.д.134).

Согласно пунктам 3.5, 3.5.2 Постановления от 26.06.2017 №2186-п/1 заместитель главы городского округа по имуществу и градостроительству осуществляет административно-функциональное руководство деятельностью департамента градостроительной деятельности.

В соответствии с п.2.3.1.1 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации г.о.Тольятти от 07.12.2017г. №3964-п/1, органом администрации, обеспечивающим предоставление муниципальной услуги, является департамент градостроительной деятельности администрации городского округа Тольятти в лице уполномоченного структурного подразделения - управления архитектуры и градостроительства.

В силу пункта 3.7 Постановления от 26.06.2017 №2186-п/1, заместитель главы городского округа по имуществу и градостроительству определен ответственным лицом за качество предоставления муниципальных и государственных услуг (л.д.134).

Таким образом, согласно указанному Постановлению заместитель главы городского округа по имуществу и градостроительству является должностным лицом, на которого возложена персональная ответственность за качество муниципальных и государственных услуг, предоставляемых органами администрации, находящимися под его руководством, что подразумевает контроль за работой указанных органов и соответственно контроль за соблюдением ими установленных законом сроков выполнения муниципальных и государственных услуг.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги подписано заместителем главы городского округа Тольятти Самарской области ФИО2 10.04.2018г., то есть спустя 18 рабочих дней вместо установленного нормами действующего законодательства срока - 7 рабочих дней с момента поступления заявления на рассмотрение, что не оспаривалось в ходе судебного заседания районного судьи ФИО2 и его представителем.

Таким образом, установленное в ходе проверки нарушение стало возможным в результате ненадлежащего исполнения должностным лицом - заместителем главы городского округа Тольятти Самарской области по имуществу и градостроительству ФИО2 своих служебных обязанностей, поскольку ФИО2 не приняты все зависящие от него необходимые меры по своевременному предоставлению государственной услуги, контролю за действиями непосредственных исполнителей, и, с учётом вышеизложенного, заместитель главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 является субъектом вмененного административного правонарушения и в соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.5.63 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доводы надзорной жалобы о неверной квалификации действий заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 по ч.4 ст.5.63 КоАП РФ, поскольку ему вменяется нарушение порядка предоставления государственной услуги, тогда как департамент градостроительной деятельности администрации г.о.Тольятти предоставляет только муниципальные услуги, а предоставление государственных услуг не осуществляет, являются несостоятельными.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон от 27.07.2010г. N 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу ст.3 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией г.о.Тольятти утвержден Постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 23.05.2014г. №1638-п/1 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа Тольятти».

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, на территории городского округа Тольятти» утвержден постановлением Администрации городского округа Тольятти от 07.12.2017 №3964-п/1.

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч.4 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Аналогичный порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу ч.11 ст.51 ГрК РФ, уполномоченный орган обязан в течение семи рабочих дней выдать заявителю разрешение на строительство или отказать в выдаче такого разрешения.

Приказом министерства строительства Самарской области от 23.05.2017 №56-п (действовавший на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны выдаваться органами местного самоуправления».

В силу Федерального закона от 27.07.2010г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" действия по предоставлению государственных услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть возложены, в том числе на органы местного самоуправления в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Вышеуказанными федеральными законами полномочия по выдаче разрешения на строительство делегированы органам местного самоуправления, которые предоставляют указанную государственную услугу в пределах, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, что не противоречит ч.2 ст.132 Конституции РФ.

Таким образом, в силу вышеизложенных правовых норм выдача разрешения на строительство является государственной услугой, оказываемой в том числе и органом местного самоуправления, и нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи c предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ.

B свою очередь, совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 5.63 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.63 КoAII РФ.

Учитывая, что постановлениями мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области от 10.10.2017г. по делу №5-789/2017, от 12.10.2017г. по делам 5-849/2017, 5-850/2017, 5-851/2017, вступившими в законную силу заместитель главы г.о.Тольятти ФИО2 привлекался к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3.000 рублей по каждому делу, квалификация действий заместителя главы г.о.Тольятти ФИО2 по ч.4 ст.5.63 КоАП РФ является правильной.

Довод надзорной жалобы, что судьей областного суда в нарушение требований ч.2 ст.30.7 КоАП РФ в решении не указан срок и порядок его обжалования, не может быть признан существенным процессуальным нарушением, поскольку отсутствие в резолютивной части решения судьи Самарского областного суда от 05.03.2019г. разъяснений о порядке обжалования решения по настоящему делу об административном правонарушении не нарушает прав автора жалобы на подачу жалобы в порядке надзора, не ограничивающего срок подачи жалобы, в связи с чем не может повлечь отмену обжалуемого судебного решения по основаниям, предусмотренным п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ.

Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.

Довод о формальном рассмотрении дела судебными инстанциями не заслуживает внимания и основан только на субъективном мнении автора жалобы. При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда допрошены участники судопроизводства, непосредственно исследованы материалы дела, вынесенные судебные решения мотивированы и не оставляют сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.

Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу должностного лица – заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2, по делу не усматривается.

При рассмотрении настоящего дела судья районного суда установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица – заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.63 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда 21.01.2019г. постановления о привлечении заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 к административной ответственности по ч.4 ст.5.63 КоАП РФ проверены судьей областного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 05.03.2019г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление судьи районного суда, указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления районного судьи.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.

Наказание должностному лицу назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах санкции ч.4 ст.5.63 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 21.01.2019г. и решение судьи Самарского областного суда от 05.03.2019г. в отношении заместителя главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.63 КоАП РФ, оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО1 – представителя по доверенности заместителя главы г.о.Тольятти ФИО2 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров