Судья: Анчи Н.М., 4А-387/2016
Кунгаа Т.В
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кызыл 26 декабря 2016 года
Заместитель председателя Верховного Суда Республики Тыва Чикашова М.Н., рассмотрев жалобу представителя по доверенности ФИО1, поданную в интересах **ФИО2 на вступившие в законную силу постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июля 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 04 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении **ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июля 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 04 августа 2016 года, **ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными судебными постановлениями, представитель по доверенности ФИО1 в интересах ФИО2 подала жалобу на состоявшиеся по делу судебные постановления в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, указывая на отсутствие в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что 18 июля 2016 года в 15 часов 00 минут в ходе проверочных мероприятий в центре шаманов «Дунгур», расположенном по адресу: **, установлен **ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с нарушением правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания), выразившемся в несоответствии заявленной цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания деятельности или роду занятий, а именно – имеет визу № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в визе указана цель «деловая», принимающая сторона: Министерство культуры Республики Тыва, фактически на территории Российской Федерации занимался видеосъемкой фильма про шаманов, посещал шаманские общества «Дунгур», «Адыг-Ээрен», брал интервью у шамана. Въехал в Российскую Федерацию через КПП «Домодедово».
При рассмотрении дела в Кызылском городском суде Республики Тыва судья пришел к выводу о наличии в действиях **ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ., исходя из следующего.
Согласно объяснениям самого ФИО2 он готовит курсовую работу в Академии искусств в **, работа заключается в снятии документального фильма про современный шаманизм в **. Министерство культуры Республики Тыва направило ему приглашение для оформления визы, для получения которой он обратился в агентство Кениг Тур, через консульское учреждение в ** была оформлена виза агентством. Пожеланием самого ФИО2 было оформление визы с заявленной целью «культурные связи». Однако ему сообщили, что возможно оформление только деловой. Поскольку не было времени оформлять другое приглашение, он согласился на оформление деловой визы. На пункте пограничного контроля он пояснил, что приехал с целью съемки фильма, после чего в миграционной карте отметили цель «коммерческая», на что он не обратил внимания.
Указанные объяснения свидетельствуют о том, что целью посещения **ФИО2 Российской Федерации были культурные связи.
В соответствии со ст. 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 года) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления культурных связей и контактов, выдается обыкновенная гуманитарная виза.
В досье на иностранного гражданина – **ФИО2 указана цель въезда в Российскую Федерацию как коммерческая.
Из миграционный карты №**ФИО2 следует, что цель визита «деловая». Обыкновенная деловая виза выдается для иных целей, таких как осуществление гастрольной деятельности на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе, доказательства которых у **ФИО2 отсутствуют.
По результатам рассмотрения жалобы представителя **ФИО2 по доверенности ФИО1 судья Верховного Суда Республики Тыва оставил решение Кызылского городского суда Республики Тыва без изменения, отклонив доводы представителя об отсутствии вины привлекаемого лица в совершенном административном правонарушении.
С данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п. 6,7 Постановления Правительства РФ от 09.06.2003 № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» виза выдается государственным органом Российской Федерации, специально на то уполномоченным законодательством Российской Федерации (далее - уполномоченный государственный орган), иностранному гражданину, который может обратиться в этот орган лично или через надлежащим образом уполномоченного представителя.
Уполномоченными государственными органами, имеющими право оформлять, выдавать, продлевать срок действия визы, восстанавливать либо аннулировать визу, являются дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации либо Федеральная миграционная служба и ее территориальный орган.
Вопрос о выдаче иностранному гражданину визы рассматривается уполномоченным государственным органом при наличии основания для выдачи визы и по представлении иностранным гражданином или его представителем в указанный государственный орган всех необходимых документов, в соответствии с Положением.
Согласно п. 13 Положения цель поездки иностранного гражданина указывается в визе в соответствии с перечнем целей поездок, используемых при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Указанный перечень утверждается компетентными федеральными органами исполнительной власти. Во исполнение пункта 13 Положения, а также в целях совершенствования информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов организации въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства принят приказ МИД РФ № 19723А, МВД РФ № Ю48, ФСБ РФ № 922 от 27.12.2003, которым «Цели поездок» при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства определяются непосредственно уполномоченными государственными органами Российской Федерации.
В связи с чем необходимо согласиться с доводом представителя **ФИО2 о том, что уполномоченный орган, выдавая ** визу на основании приглашения Министерства культуры Республики Тыва, разрешила вопрос о том, что виза должна быть именно «деловая», поскольку ФИО2 приглашен в рамках кинематографического проекта при установлении и оформлении визы участия не принимал. На оформление визы заявитель не мог повлиять, в представленных документах было указано, что заявитель и его коллеги въезжают на территорию Российской Федерации для создания документального фильма. На территории Российской Федерации ** работали над созданием документального фильма, что соответствует целям их пребывания.
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ (абзац 4 пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях **ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июля 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 04 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении **ФИО2, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Тыва М.Н. Чикашова