ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-389 от 26.09.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 сентября 2017 года город Архангельск

Заместитель председателя Архангельского областного суда Старопопов А.В., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Котласский асфальто-бетонный завод» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области от 20 апреля 2017 года, решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 30 июня 2017 года, вынесенные в отношении АО «Котласский асфальто-бетонный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области от 20 апреля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 30 июня 2017 года, АО «Котласский асфальто-бетонный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Защитник АО «Котласский асфальто-бетонный завод» ФИО1 в жалобе просит отменить судебные постановления, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в период с 01 по 26 августа 2016 года проведена документарная проверка соблюдения АО «Котласский асфальто-бетонный завод» законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Проверкой выявлено, что АО «Котласский асфальто-бетонный завод» в нарушение части 1 статьи 14 и части 1 статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не обеспечило соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) на источниках загрязнения атмосферы (далее – ИЗА) ИЗА № 0008 по диоксиду и оксиду азота, ИЗА № 6004, 6012, 6014 по пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния, ИЗА № 0018, 0019, 6013 по железу оксида, оксидам марганца и пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния.

По результатам проверки 31 августа 2016 года АО «Котласский асфальто-бетонный завод» выдано предписание № 197-239/1-2016/06-6/6 об устранении выявленных нарушений в срок до 01 февраля 2017 года.

Внеплановой документарной проверкой исполнения предписания, проведенной Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в период с 02 по 20 февраля 2017 года, выявлено, что предписание не исполнено, что послужило основанием для составления в отношении АО «Котласский асфальто-бетонный завод» протокола об административном правонарушении и привлечения АО «Котласский асфальто-бетонный завод» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

На всех стадиях производства по делу защитник Общества последовательно оспаривал виновность Общества в совершении вмененного административного правонарушения.

Согласно предписанию на АО «Котласский асфальто-бетонный завод» возложена обязанность в срок до 01 февраля 2017 года обеспечить соблюдение нормативов ПДВ на источниках загрязнения атмосферы ИЗА № 0008 по диоксиду и оксиду азота, ИЗА № 6004, 6012, 6014 по пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния, ИЗА № 0018, 0019, 6013 по железу оксида, оксидам марганца и пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния.

Предписание выдано исходя из выявленного в результате проверки превышения Обществом предельно допустимых выбросов по диоксиду азота, оксиду азота, пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния от складов ПГС и щебня фр. 20-60 в 3 квартале 2016 года и превышения предельно допустимых выбросов по железу оксида, марганцу, пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния от складов ПГС и щебня фр. 20-60 и 5-20 в 4 квартале 2015 года.

Согласно акту проверки от 20 февраля 2017 года в соответствии с протоколом от 10 октября 2016 года № КГ-0127 выбросы диоксида азота составили – 0,40366653 г/с (при ПДВ – 0,4599521 г/с); соблюдение выбросов по ИЗА №0008 (максимально-разовых) обеспечено. Однако согласно расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за 2016 год не обеспечено соблюдение валовых предельно-допустимых выбросов по диоксиду азота (фактически поступило в атмосферу 1,8891560 тонн при ПДВ – 1,0749024 тонн) и по мазутной золе (фактически в атмосферу поступило 0,0028224 тонны при ПДВ – 0,0013 тонн).

Расход электродов в 2016 году составил 185 кг, в материалах инвентаризации заложено 140 кг. Превышение электродов наблюдается по ИЗА № 0018. По данным производственного контроля превышение нормативов ПДВ составило по оксиду железа – 0,00047 т/год, по марганцу – 0,00005 т/год, по пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния – 0,00001 т/год. Вследствие чего должностным лицом сделан вывод о не обеспечении ПДВ по ИЗА № 0018.

По источнику № 6012 согласно представленным документам превышение по пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния составило за 2016 год – 0,09552 т/год, т.е. соблюдение ПДВ по ИЗА № 6012 не обеспечено.

Таким образом, должностными лицами Управлением Росприроднадзора по Архангельской области выводы о не обеспечении соблюдения юридическим лицом нормативов ПДВ по ИЗА №0008, 0018 и 6012 сделаны исходя из показателей за 2016 год.

Вместе с тем, предписание № 197-239/1-2016/06-6/6 АО «Котласский асфальто-бетонный завод» выдано 31 августа 2016 года. Именно с этой даты у Общества возникла обязанность по его исполнению к установленному сроку. При этом превышение предельно допустимых выбросов уже было допущено Обществом на дату вынесения предписания.

При проведении проверки должностными лицами и судьями при рассмотрении дела не устанавливалось, какие нормативы должны были соблюдаться юридическим лицом за период с 31 августа 2016 года – даты выдачи предписания по 01 февраля 2017 года – срока окончания исполнения предписания, какое количество вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за указанный период было выброшено юридическим лицом, что не позволяет установить факт несоблюдения АО «Котласский асфальто-бетонный завод» нормативов ПДВ на источниках загрязнения атмосферы и как следствие факт неисполнения предписания.

Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебные инстанции в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проверили указанные обстоятельства, которые имеют значение для разрешения дела.

Кроме того, признавая юридическое лицо виновным в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что предписание не выполнено полностью, т.е. Общество не обеспечило соблюдение нормативов ПДВ на источниках загрязнения атмосферы ИЗА № 0008 по диоксиду и оксиду азота, ИЗА № 6004, 6012, 6014 по пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния, ИЗА № 0018, 0019, 6013 по железу оксида, оксидам марганца и пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния.

В то же время в акте проверки от 20 февраля 2017 года изложены пояснения, согласно которым из представленных материалов установлено, что АО «Котласский асфальто-бетонный завод» не обеспечило соблюдение нормативов ПДВ только на источниках загрязнения атмосферы ИЗА № 0008 по диоксиду азота, ИЗА № 6012 по пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния, ИЗА № 0018 по железу оксида, оксидам марганца и пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния. Иных нарушений выявлено не было.

Таким образом, необеспечение соблюдения нормативов ПДВ на источниках загрязнения атмосферы ИЗА № 0008 по оксиду азота, ИЗА № 6004, 6014 по пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния, ИЗА № 0019, 6013 по железу оксида, оксидам марганца и пыли неорганической, сод. 70-20% двуокиси кремния материалами дела не подтверждается.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных данных, с учетом положений указанной нормы невозможно сделать безусловный вывод о виновности АО «Котласский асфальто-бетонный завод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из содержания пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области от 20 апреля 2017 года и решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 30 июня 2017 года, вынесенные в отношении АО «Котласский асфальто-бетонный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса.

Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 и статьей 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу защитника АО «Котласский асфальто-бетонный завод» ФИО2 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области от 20 апреля 2017 года и решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 30 июня 2017 года, вынесенные в отношении АО «Котласский асфальто-бетонный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя А.В. Старопопов