ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-389/18 от 21.01.2019 Рязанского областного суда (Рязанская область)

Рязанский областной суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2019 года

г.Рязань 4а-389/18

Заместитель председателя Рязанского областного суда Яковлева Л.А., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования – Плахинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области ФИО1 (далее ФИО1) на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела общепромышленного надзора по Рязанской области Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приокское управление Ростехнадзора) П.С.В. от 23 апреля 2018 года, решение судьи Михайловского районного суда Рязанской области от 07 июня 2018 года и решение судьи Рязанского областного суда от 09 августа 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением должного лица Приокского управления Ростехнадзора, оставленным без изменения решениями судей районного и областного судов, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Рязанский областной суд, ФИО1 просит состоявшиеся в отношении него решения отменить, производство по делу прекратить.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, нахожу данную жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст.9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение требований промышленной безопасности.

Исходя из положений п.п.1,2, 3 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с указанным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному закону, на четыре класса опасности, перечисленные в названном пункте.

Пунктом 1 приложения 1 к названному выше Федеральному закону определены объекты, относящиеся к категории таковых.

В соответствии с п.1 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ классы опасности опасных производственных объектов, указанных в п.1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в п.2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.

Согласно п.4 приложения 2, ч.1 ст.2 Федерального закона N 116-ФЗ газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно, относятся к опасным производственным объектам III класса опасности.

Основанием для привлечения должностным лицом Приокского управления Ростехнадзора к административной ответственности ФИО1 по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ послужило то, что он, являясь главой администрации Плахинского сельского поселения нарушил требования законодательства в области промышленной безопасности, установленные ст.ст.2,9, 11, 15 Федерального закона № 116-ФЗ, в отношении находящейся в собственности муниципального образования - Плахинского сельского поселения - системы газоснабжения «Газоснабжение д.Новое Пронинское Захаровского района Рязанской области», включая газопровод, общей протяженностью 1167 м, которая относится к опасным производственным объектам III класса опасности, так как предназначена для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля, а именно:

- объект в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирован;

- лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта отсутствует;

- штат работников опасного производственного объекта не укомплектован;

- проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности не обеспечено;

- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах отсутствует;

- производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности не организован и не осуществляется, соответственно сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в промышленной безопасности в Приокское управление Ростехнадзора не представлены;

- договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.

Данное постановление должностного лица оставлено без изменения решениями судей районного и областного судов.

Однако в части с принятыми по делу решениями согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, подлежит лицензированию.

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст.9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности.

Как следует из материалов дела, по итогам проведенной проверки главе муниципального образования Плахинского сельского поселения ФИО1 вменено осуществление эксплуатации опасного производственного объекта системы газоснабжения в отсутствие лицензии на её эксплуатацию в нарушение положений п.1 ст.9 Федерального закона N 116-ФЗ.

Вместе с тем, данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В указанной части деяние лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, квалифицировано неверно.

Однако данное обстоятельство оставлено должностным лицом и судебными инстанциями без внимания, требования ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.

Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.14.1 и ч.1 ст.9.1 названного Кодекса, имеют разный родовой объект посягательства, переквалификация деяния совершенного ФИО1 в этой части невозможна.

При таких обстоятельствах, состоявшиеся по данному делу постановление должностного лица и судебные акты подлежат изменению путем исключения из них указания на совершение главой администрации Плахинского сельского поселения ФИО1 административного правонарушения, выразившегося в осуществлении эксплуатации опасного производственного объекта (системы газоснабжения) в отсутствие лицензии на её эксплуатацию, квалифицированного по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Другие вмененные указанному лицу нарушения требований промышленной безопасности образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, факт их совершения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которые были оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ

Постановление по настоящему делу вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ

Пересмотр постановления должностного лица осуществлен судьями районного и областного судов с соблюдением порядка, предусмотренного ст.30.6 КоАП РФ.

Довод жалобы ФИО1 о том, что организацией эксплуатирующей опасный производственный объект является АО «Газпром газораспределение Рязанская область», не влияет на правильность принятых по настоящему делу решений о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, поскольку администрация муниципального образования Плахинское сельское поселение является собственником системы газоснабжения «Газоснабжение д.Новое Пронинское Захаровского района Рязанской области, включая газопровод, общей протяженностью 1167 м, в результате использования, которой используются опасные вещества (газы), следовательно, на администрацию распространяются требования Федерального закона № 116-ФЗ, а также Правила и нормы промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов.

Остальные доводы жалобы были предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном постановлении.

При таких обстоятельствах, по основаниям изложенным выше, состоявшиеся по делу решения подлежат изменению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление заместителя начальника отдела общепромышленного надзора по Рязанской области Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору П.С.В. от 23 апреля 2018 года, решение судьи Михайловского районного суда Рязанской области от 07 июня 2018 года и решение судьи Рязанского областного суда от 09 августа 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица- главы администрации муниципального образования - Плахинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, изменить, исключив из них указание на совершение ФИО1 административного правонарушения, выразившегося в осуществлении эксплуатации опасного производственного объекта (системы газоснабжения) в отсутствие лицензии на её эксплуатацию, квалифицированного по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

В остальной части указанные выше решения оставить без изменения, а жалобу главы администрации муниципального образования - Плахинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Рязанского областного суда Л.А. Яковлева